Сибирские огни, 1982, № 6

ный сочувствия, участия. Но В. Сапожников сразу же отмеривает солидную дистанцию между собой и своим героем-рассказчиком. Из первых же признаний и откровений Ар­ кадия, из самого тона, каким он повествует о случившемся, становится ясно: перед на­ ми злопамятный, мелочный эгоист, никогда не упускающий своего шанса. В особенности, если этим шансом является возможность отомстить недругу, сделать ему подножку. Прочитав письмо, он не спешит поделиться новостью с другими сотрудниками редакции. Он сообщает о нем лишь парторгу Алексею Столбову. При этом Аркадий руководству­ ется здравой, в общем-то, мыслью: девчон­ ка, Написавшая такое отчаянное письмо, все равно не отступится, не успокоится, и «грех» Санарова рано или поздно станет до­ стоянием гласности (как показали дальней­ шие события, опасения эти полностью под­ твердились)... И, видимо, не было бы ника­ ких оснований строго судить Аркадия, если бы он не сделал еще одного хода, оказав­ шегося роковым. Аркадий снял копию с письма Неты Щегловой, Чтобы При случае показать его ЛоЛе. Как оценить этот Посту­ пок? Подлость, низость? Безусловно. И все- таки В. Сапожников не торопится карать своего героя «высшей мерой», пытается его понять. Во всяком случае, он Показывает его как человека, глубоко страдающего, у которого На сердце своя боль, свои пережи­ вания, у которого, наконец, есть свое право во Всем разобраться, поставить В отношени­ ях с Лолой все точки над «і». Другое дело, что для выяснения о+ноШеНйй средства бы­ ли избраны не самые честные. Но опять же толкнула Аркадия На этот шаг Не расчеТли- -вая подлость, а Искреннее заблуждение, желание сделать все как лучше. И мы ни­ сколько не сомневаемся в Искренности страданий Аркадия, когда он возвращается домой после разрыва с Лолой. «Вот и все»,—думал я, как в тумане. В душе была пустота, усталое равнодушие. Хотелось упасть где-то на газоне Под дере­ вом, свернуться клубком и заскулить по-со- бачьи, заплакать. Теперь-то я понимал, ка­ кую жестокую и бессмысленную экзекуцию совершил над Лолой. Час назад, обнимая меня, она не лгала, что любит меня. Люби­ ла, старалась любить, но Лола сама не знала, что старая любовь сильнее ее самой. Ревность в одно мгновение раздула ее, ведь плакала она бессильными, ревнимыми слеза­ ми. Ну что ж, письмо Неты, вся эта история оказалась пробным камнем, и он ударил без промаха,—миражи исчезли, мы оба в одно мгновенье прозрели...». Вот это стремление «проявить» своих ге­ роев до конца, познать их до донышка — не только через их поступки, но и через их самые сокровенные помыслы и побуждения — этот психологизм и делает «Летнюю ме­ тель» произведением по-настоящему емким, многозначительным, с глубоким внутренним подтекстом. Может быть, не стоило только В. Сапож­ никову слишком увлекаться таким приемом, как монолог героя. Порой автор как будто не доверяет читателю, боится, что поступок героя будет воспринят не так, как это долж­ но быть согласно замыслу. И тогда в уста героя вкладывается целое программное за­ явление, где собрано буквально все, что со­ ставляет суть данного персонажа: и его фи­ лософия, и жизненные принципы, и нравст­ венные убеждения, и его отношение к дру­ гим героям. Но, как ни странно, именно в этих заверениях чувствуется фальшь, наиг­ ранность. Если попытаться одним словом опреде­ лить главное достоинство рассказов В. Са­ пожникова о любви, то сразу приходит на ум слово «поэтичность». Казалось бы, опре­ деление само собой разумеющееся, в чем-то даже тривиальное. Ведь любовь и поэзия — понятия нерасторжимые, что доказывает нам весь опыт мировой литературы. И не будучи поэтом в душе, нельзя даже прика­ саться к этой вечной, трепетной теме. Увы, прикасаются... Критика наша уже не раз пи­ сала, что в последние годы появилось нема­ ло произведений о любви, написанных на ремесленническом уровне, произведений, где любви, как таковой, и нет, где по выраже­ нию критика Ф. Кузнецова, все сводится к клубничке, к «легоньким романчикам». К счастью, В. СапожнИков-ноВеллисТ оказался за пределами этой «Моды». Боль­ ше того, многие его рассказы, написанные в 60—70 Годы, являют собой разительный контраст тем «клубничным» сочинениям, о которых писал Ф. Кузнецов. Разумеется, и у В. Сапожникова встречаются герои нечи­ стоплотные, легкомысленные, Ищущие в любви лишь чувственных удовольствий (че­ му наглядное свидетельство —та же «Лет­ няя метель»), но в его новеллах всегда есть главное —поэзия высокого, прекрасного, че­ ловеческого чувства. В. Сапожников умеет показать зарождение этого чувства, умеет .передать те мимолетности, те искорки, от которых вся душа человека как бы озаряет­ ся изнутри. Причем писатель далеко не всегда стремится «залезть» в дуШу героя, перево­ плотиться в него. Зарождение любви он по­ казывает обычно через внешние проявления, через то, как реагирует герой на окружаю­ щий мир. И здесь, разумеется, не послед­ нюю роль играет природа, которая, никогда и нигде не является у В. Сапожникова толь­ ко фоном, живописной декорацией. Она всегда как бы часть души его героя. Она как бы впитывает, вбирает в себя самые тон­ чайшие переливы его настроений и пережи­ ваний и выражает все эти оттенки своей бо­ гатейшей Палитрой. «Пугливая ЛесИая дорожка шуршала про­ шлогодним листом. Обогнув болотгіну с лохматым кочкарником, она перебралась по трухлявому мостику через ручей, сверкав­ ший в густой дреме прошлогодней Крапивы. И Мостик, и колеи дороги усыпаны острыми коготками расклюнувшихся осиновых почек. Вдруг донесло медом: в нйзийке нежились под солнцем желтые шары цветущего таль­ ника. Машина то Петляла По лесу, То из яр­ кого солнца вдруг ныряла в Прохладную сосновую ТеНЬ, будто ОйусКаЛась в зеленую бездну. В колеях воДа, всюду на дороге лужи, и даже Издали видно, Что ОНИ чистые, Нему- ченные. Какая-То птичка летела впереди ма­ шины, будто показывая дорогу: подождет возле лужицы, Тлядя на приближающийся «газик», потом вспорхнет и ПоЛетгіт, мель­ кая среди деревьев. Вдруг вынырнет из по­ лумрака леса Пень, похожий на Присевшего зверя, и, как в детстве, обдаст первобытной жутью... Костя выключил мотор. ТишиНа подступила ближе,— глухая, завораживаю- 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2