Сибирские огни, 1982, № 6
Но кого тут винить? Кому предъявлять счет? Увы, готовых рецептов жизнь не да ет. Она лишь подводит итоги. Вполне благополучным, процветающим руководителем выглядит и председатель колхоза Савел Максимыч («Сивка-Бурка»). У него крепкое, налаженное хозяйство, кол хозники живут в достатке, работа спорит ся. Но, разумеется, добился Савел Макси мыч всего этого далеко не сразу, да и жизнь его не баловала. За плечами у него война, с фронта он вернулся весь изранен ный, в трудные послевоенные годы подни мал разрушенное хозяйство. И сейчас ему забот хватает: «Тут тебе и люди и скот, тут тебе погода и недороды, тут тебе машины и финансы, да еще налетит бюрократ-началь ник,—вот й отбивайся от всех семи бед, стой, как солдат, под обстрелом». Автор тут же дает нам возможность на глядно убедиться, какая это мука для пред седателя — «отбиваться» от горе-начальни ка. Направляясь в город, Савел Максимыч встречает по дороге уполномоченного Ва- рашкина, едущего к нему, чтобы разобрать ся на месте в тех «безобразиях» и «упуще ниях», которые допущены председателем. «Он (Варашкин.— В. Ш.) снимал струж ку за силосную яму, за недовывозку наво за, за слабую отчетность и за что-то еще. Он сердился, иногда не находил слов, а раз крикнул и застучал по столу кулаком». Пародией на руководителя предстает здесь Варашкин, изрекающий как заведен ный, подобно щедринскому Органчику, од ни и те же казенные угрозы: «Это хулиган ство. Политическое. Зазнался ты... Руковод ство игнорируешь». Однако, как ни смешон Варашкин, он представляет немалую опасность для руко водителей типа Савела Максимыча. Мы по нимаем: хоть и дал герой достойный отпор Варашкину, хоть и высказал прямо в глаза, что о нем думает, но это, так сказать, первый раунд схватки. За Варашкиным сто ят еще немалые темные силы бюрократиз ма, за Варашкиным — традиция старых методов руководства, которые не сразу опровергнешь, не вдруг искоренишь. Как верно подметил Н. Яновский: «Догматики Варашкины не исчезают по мановению ру ки. Они долго еще живут, слегка перекра сившись, и многим Савелам Максимычам когда-то в первый раз Надо будет сказать, что они думают о Варашкиных, как намере ны жить с ними дальше». И мы тем более проникаемся симпатией и уважением к Савелу Максимычу, что видим в нем человека, представляющего собой но вые тенденции и силы, которые появились в нашей деревне на рубеже 50—60 годов, ког да шла решительная ломка в руководстве сельским хозяйством, когда претворялись в жизнь намеченные партией и правительст вом планы по крутому его подъему. Люди труда, люди переднего края, как видим, достойно представлены в новелли стике В. Сапожникова. Но его внимание привлекают и люди, которым чужды высо кие порывы й благие цели, которые испове дуют совсем иные принципы, чем Савел Мак симыч, Егор Тихий, Лариса Леднева. Одна ко В. Сапожников выводит таких героев не ради фельетонного разоблачения, тем более не ради того, чтобы создать некий «рази тельный контраст» своим положительным персонажем. Писатель пытается прежд.е всего разобраться, что заставляет того или иного человека идти по скользкой дорожке, мошенничать и хапать, подличать и извора чиваться, лгать и предавать. Ему нужно в таком человеке увидеть явление со всеми его истоками и корнями. Наиболее показателен в этом смысле рас сказ «Вольная жизнь» —безусловно, один из лучших в новеллистике В. Сапожникова. Перед нами предстает история падения че ловека, вся жизнь которого была цепью пре ступлений, приведших его в итоге к неотвра тимому наказанию. И самое горькое в этой истории, что на скамье подсудимых оказал ся человек во многих отношениях незауряд ный, недюжинный, обладавший и умом, и сильной волей, к тому же и мастер на все руки. Всю Сибирь исколесил Василий Шу бин, был и лесорубом, и плотником, и ста рателем, и рыбаком — и везде трудился от менно, зарабатывая немалые деньги. Одно раздражало —слишком тяжело доставались эти денежки. Хребтину надо было из-за них все время гнуть, «ко гробу поспешая». А Ва силию хотелось, чтобы они сами текли к не му. Жизнь, по его понятиям, волей красна, «а не потной лошадиной работой». Ради этой «вольной жизни» и совершил Василий еще в молодости первый свой подлый поступок: бросил больную жену с малолетним сыниш кой. Пусть это пока не уголовно наказуемое деяние, но человек уже преступил, попрал нормы морали и, главное, убедился, что со весть его при этом безмолвствует. А раз со весть «дозволяет» —тут уже можно и не та кие запреты преступать. Было бы только по ле деятельности, найти бы только «сферу» для приложения своих сил и способностей. Такой «сферой» оказалась для Шубина должность бригадира на лесоповале. «Тут и определился для Шубина интерес. Отдашь за трос с небольшим двадцатку (два литра спирта, плюс на трояк закуски), а справку оформишь на две сотни. Купил у старика таежника дюжину подсанок по чет вертной, а отчитался по полусотенной за штуку. Триста уплачено, шестьсот списано,— все хорошо: государству и тебе, грешному, останется за хлопоты и комиссию. Богу, как говорится, богово, а человеку его грешное». Рассказ мастерски выстроен в сюжетном отношении. История жизни, «кривая» паде ния Василия Шубина воспроизводятся от нюдь не в хронологическом порядке, а да ется вразброс, кусками. Причем «фрагмен ты» прошлого возникают в памяти героя по ассоциации, при сопоставлении его недавней «вольной жизни» с нынешней грубой реаль ностью. И одним из самых мощных толчков, разбередивших всю душу Василия, заста вивших его подвергнуть себя жестокому са моосуждению, становится знакомство с мо лодым парнем по кличке Овод. Знакомство происходит в вагоне поезда, доставляющего партию заключенных в места далеко не ку рортные. И хотя началось знакомство не с дружеских рукопожатий (урки во главе с Оводом избивают Василия за то, что он от казался поделиться с ними «жратвой»), Шу бин проникается интересом к этому высоко му голубоглазому парню, бывшему среди рецидивистов признанным главарем. У пар ня и фамилия оказалась похожей —Шубни- • ков, и своей силой и статью он приглянулся 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2