Сибирские огни, 1982, № 6
тор Фаустус» вдруг подает голос, проци тировав одно место из Евангелия. Уловив в этом «комментарии» скрытую издевку, академик Адоньев тут же ставит своего ученика на место: «— Слишком много вы знаете цитат, друг мой Николенька. Боюсь, вы слишком ста рательно огораживаетесь ими и лишь за их позолоченным частоколом чувствуете се бя в безопасности. А знание истинной опас ности, может быть, одно из необходимей ших знаний, нужных человечеству». В этих словах старого ученого и воина выражена, пожалуй, самая главная мысль рассказа. Ведь действительно есть среди мо лодых людей такая тенденция — взглянуть на войну с высоты «мирового духовного опыта». Война в их понимании —событие настолько ушедшее в прошлое, что они пы таются судить о ней с позиций чуть ли не абстрактного гуманизма, забывая о том, что слишком свежи еще ее раны, слишком живы еще в памяти народной конкретные ужасы ее. III Военная тематика, при всей ее важности и значительности, не могла, разумеется, исчерпать творческих устремлений В. Са пожникова — писателя многогранного, всег да жаждущего новых впечатлений. Не сле дует забывать, что в 50—60 годы он пи шет исключительно рассказы, и тут уж, как говорится, сам жанр обязывал его об ращаться к разным сторонам жизни. Ког да читаешь его рассказы, созданные в 50— 60 годы, поражаешься тому, сколько много знает автор, сколько повидал и познал он, скольких людей, безусловно, лично им са мим встреченных и узнанных, удалось ему «задействовать» в качестве персонажей! В. Сапожников пишет и о рыбаках, и о ге ологах, и о колхозниках, и о строителях... Обычно представителей этих профессий называют людьми переднего края. Выра жение это вошло в наш обиход из журна листского лексикона; не без влияния жур налистики у нас сложился и определенный стереотип. Человек переднего края в нашем представлении — неуемный созидатель, соо ружающий, возводящий непременно что-то грандиозное, не пасующий ни перед какими трудностями, одолевающий любые прегра ды и невзгоды. Герои В. Сапожникова тоже люди передне го края; они тоже и сооружают, и воздви гают, и перевыполняют производственные задания. Однако В. Сапожников умеет по дойти к ним с «тыла»; он как бы специаль но ищет в них «слабинки», пытается прежде всего узнать, где, в чем не повезло челове ку, какие у него за плечами беды и несча стья. Такой подход позволяет писателю сра зу выявить в герое главное его качество — умение противостоять обстоятельствам, со противляться, превозмогать собственные сла бости. Лариса Васильевна Леднева («Кассио пея») любому и каждому может показать ся человеком счастливой судьбы. Она — на чальник крупного СМУ, строящего первый в Сибири городок науки, умеет руководить людьми, работает с душой, творчески. Она 156 гордится тем, что у нее есть собственные «произведения». «... — Смотри туда,— гово рит она Гурнову, своему бывшему мужу, с которым, встретилась, после тридцатилет ней разлуки,— видишь за соснами окна, окна... Как глыбы льда на солнце. Это уни верситет. Здесь учатся оба мои потомка —• сын двадцати двух лет и дочь девятнадца ти... За университет получила благодар ность... Ученые на банкете целовали руки, дарили цветы. А ребятки, что теперь учатся здесь, даже не подозревают, что у какой- то женщины прибавилось седины, пока она все это строила, отвечала за план, за куби ки, за рублики. Тут были неважные грунты, пришлось ставить тяжелый фундамент, за крывать водоносные слои. Я, Саша, будто на руках вынянчила это здание, даже во сне его видела...» Да, она действительно счастлива. Однако Гурнов, с которым Лариса Васильевна ра зошлась еще до войны, прекрасно знает, ка кой ценой досталось ей это счастье. Порвав с ним, Гурновым, она вышла замуж за на чальника стройки Леднева, уехала с ним в Якутию и там вскоре овдовела. Леднев по гиб, оставив ее с двумя малолетними деть ми. Но Лариса не вернулась, осталась на севере, сама стала строителем и достойно продолжила дело своего мужа. «Кассиопея» — не просто рассказ о судь бе женщины, преодолевшей все преграды и ставшей заслуженным, большим человеком. Если бы в рассказе было только это, он по сути немногим бы отличался от обычного газетного очерка. К счастью, этого не про изошло, потому что здесь есть и второй слой, второй план. В. Сапожников не слу чайно вводит в рассказ фигуру Гурнова и показывает все через восприятие именно этого героя. Но кто такой сам Гурнов? В прошлом он тоже был строителем, рабо тал прорабом, но после крупной служебной неприятности ушел со стройки, переменил профессию. Встреча с Ларисой имеет для него особый смысл. Он разыскал свою быв шую жену не из чистого любопытства, не из желания узнать, как сложилась ее жизрь во втором замужестве. Ему необходимо со поставить по большому счету свою судьбу с ее судьбой, чтобы проверить, прав ли он был, уйдя со строительной площадки на подмостки сцены, а затем в заместители ди ректора театра. Не была ли эта «перемена декораций» изменой самому себе?.. Надо отдать должное В. Сапожникову — он избегает назойливого контраста. Дело не в том, что Гурнов сохранил московскую прописку, а Лариса, наоборот, предпочла Север и кочевую жизнь. Дело в том, что Гурнов все время надеялся на счастливую случайность, верил в некую «волшебную палочку», в то время как Лариса верила только в собственные силы, надеялась толь ко на саму себя и не ждала никаких благ от высшего предназначения. Но В. Сапож ников и здесь уходит от назидательных сен тенций: дескать, надо не бояться (трудностей и т. п. В том и вся сложность жизни, что человек не сразу может выбрать себе роль по своим способностям и возможностям. И грустно ему бывает, когда вдруг оказы вается, что он всю жизнь был на второсте пенных ролях, и тогда грызет его — как в данном случае Гурнова — тоска о «несовер шенном, недодуманном,’недосказанном».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2