Сибирские огни, 1982, № 6
поединок с капитаном . Беллингом. Любой ценой, даже ценой собственной жизни. По тому что капитан Чернов —снова на войне, на боевом задании. И он выполняет это за дание, жертвуя собой, но сумев-таки вы везти бомбу за город, сумев сохранить жизнь своим молодым помощникам. Рассказ прост по сюжету, прост и по глав ной своей мысли. Но это простота настоя щего высокого искусства, за которой ви дится не отдельный случай, не отдельный человек, а целое явление. Ведь В. Сапож ников явил, показал нам в своем неболь шом рассказе весь страшный лик войны; уже по одному только описанному им случаю можно получить полное представление о том, какой коварный, умный, страшный враг противостоял нам и какой ценой до сталась нашему народу победа над ним. Войны, как таковой, в рассказе нет, но, про читав его, каждый поймет и узнает, что такое война. К этому остается только доба вить: и что такое хороший рассказ, мы то же можем узнать, познакомившись с «Тенью капитана Белдинга» В. Сапожни кова. В отличие от «Тени капитана Беллинга» рассказ «Вперед, ветераны!» лишен напря женного сюжета. Рассказ написан в ярких, празднично-ли кующих тонах. Автор рисует встречу вете ранов войны в годовщину Дня Победы. Каждый из участников этой встречи —фи гура колоритная, можно даже сказать, ис торическая, потому что каждый внес свой вклад в победу над самым страшным и сильным врагом, какого только знала Россия за всю свою многострадальную ис торию. Настоящим празднеством предстает в рассказе сцена в импровизированной зем лянке, где бывшие фронтовики устраивают боевой парад-смотр. «...Кого только, каких родов войск и военных специалистов не оказалось среди сорока-пятидесяти быв ших офицеров! Лыжники-десантники, мор ские пограничники, воспитатели собак- смертников, взрывавших танки! Был под водник с Белого моря, был штурман с крей сера, приписанного к Краснознаменному Балтфлоту. Рапортовал «японец», командир батальона, участвовавшего в разгроме Кван- тунской армии. Звучали названия полков, отдельных бригад, дивизионов, орденонос ных и дважды орденоносных именитых ди визий». У автора вызывает восхищение тот факт, что ветераны по-прежнему в строю. Быв шие полковники, майоры, старшины, они стали командирами производства и науки, возглавляют стройки, предприятия, науч ные учреждения. Вот, к примеру, Егор Ти хий, которого как будто в насмешку награ дили такой фамилией. Ибо там, где появ ляется Тихий, сразу исчезает тишина, начи наются споры, разговоры по. душам, часто прерываемые хохотом. И работать Тихий привык так, чтоб кругом шум и грохот, чтобы все гудело и звенело. Недаром именно ему поручили строить первый в Си бири городок науки (где, кстати, и проис ходит описываемая встреча ветеранов), и он вынес на своих плечах весь хаос первых организационных дней, сделал самое труд ное —заложил фундамент будущего ака демгородка. Под стать Тихому и «сам» академик Адоньев —основатель городка. Стройный, подтянутый, несмотря на свои семьдесят шесть лет, «человек необычайной доброты, ума и легендарного могущества»^, он с успехом руководит центром сибирской науки. Однако и он тоже в свое время ню хал пороху. «— Знаете ли вы,—обращается он к фронтовикам,.—кто здесь самый ста рый ветеран? Я, Адоньев. Я видел две мировые войны и в обеих участвовал... Сре ди вас находится бывший унтер-офицер Пятого гусарского полка Леонид Адоньев, который за участие в кампании тысяча де вятьсот шестнадцатого года пожалован Ге оргиевским крестом четвертой степени». Полон энергии, всегда готов к выполне нию любого задания бывший сержант, а ныне начальник СМУ Сергей Александрович Кустов. Это именно ему поручили в свое время строительство Дома ученых, и он за два года воплотил в камень, бетон и стекло этот уникальный проект, и теперь всякий раз, когда подходит Кустов к «легкому бе лому, летящему среди леса зданию, у него теплеет в груди». Да, удачно сложилась судьба бывших фронтовиков в мирное время, и они делают все от себя зависящее и возможное, что бы приумножить счастье на своей родной земле, чтобы никогда детям и внукам их не довелось пережить того, что вынесли они сами. Страницы, посвященные встрече боевых друзей, их воспоминаниям, выписаны тепло, лирично, вдохновенно. Однако В. Сапожни ков не сводит свой рассказ к описанию в красках и подробностях того, как «бойцы вспоминают минувшие дни». Все-таки рас сказ есть рассказ, в нем обязательно должна быть своя изюминка, свой сюжетный сюр приз. И такой сюрприз вскоре автор пре подносит —и читателям, и самим героям. Кто бы мог подумать, что почтенная Ма рия Прокопьевна, директор ресторана при Доме ученых, где собираются фронтовики, бывший снайпер? Да еще какой! 162 фа шиста на боевом счету этой отважной жен щины, ушедшей на фронт добровольцем и быстро овладевшей искусством «бить без промаха». Эпизод, когда в кампании седых ветеранов, собравшихся в каминном зале, появляется элегантная, совсем еще не ста рая женщина с орденами,— настолько эф фектен, настолько сюжетно закончен, что кажется, в этом эпизоде и вся суть расска за. Но оказывается, это лишь прелюдия к самому главному. Тут уместно заметить, что эпизод в ка минном зале напоминает картину, живопис ное полотно, на котором все лица сгруп пированы в соответствии с замыслом ху дожника: одни на первом плане, другие в стороне, третьи где-то совсем в тени. Первый план в рассказе В. Сапожникова представлен ветеранами войны; на втором — радушные хозяева-ученые, любезно пре доставившие для встречи фронтовиков ка минный зал Дома ученых, наконец, на са мом заднем плане некто «доктор Фаустус» —молодой физик с модной бородкой. Он действительно долгое время находился в тени, с любопытством наблюдает за фрон товиками, слушает их разговоры. А когда в зале появляется Мария Прокопьевна и все узнают о ее снайперских подвигах, «док 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2