Сибирские огни, 1982, № 6
своей жестокой правдой история санинст руктора Риты, чья внезапно вспыхнувшая любовь к разведчику-лейтенанту так и ос талась без ответа, потому что Рита погибла в одном из рейдов («Белые кони»); это и скорбный рассказ о любви сержанта Шиш кина и регулировщицы Маши, также тра гически оборвавшейся («На перекрестке»). Истории более чем печальные, но именно в них рассказчик, а вслед за ним и читатель видят один из источников той силы, которая помогла нашим бойцам вынести все воен ные тяготы. II «Рассказы старшины Арбузова» не ис черпали фронтовых впечатлений писателя, не стали его первым и последним словом о войне. Правда, отныне В. Сапожников уже не обращается непосредственно к изо бражению военных событий, не показыва ет человека на войне. Война отныне будет возникать в его рассказах как страшное эхо; ее трагические последствия и незажив шие раны долго еще будут тревожить пи сателя, не давать ему покоя, заставлять его снова и снова обращаться к прошлому, к пережитому. И не случайно самым дорогим и близким человеком для него останется бывший фронтовик, воин-ветеран, привык ший и в мирные дни быть всегда начеку, готовый в любую минуту исполнить свой долг, пожертвовать собой ради благополу чия и безопасности других людей. Именно таким человеком и является ка питан Чернов, герой рассказа «Тень капи тана Беллинга». Рассказ этот неоднократ но переиздавался, переведен на иностран ные языки, о нем много писали, и кажется, уже невозможно что-либо прибавить к тем комплиментам, которыми критика щедро наградила автора. Но мне думается, к «Те ни капитана Беллинга» стоит обратиться еще раз —и не только потому, что перед нами произведение по-настоящему незау рядное, значительное, и в качестве таково го оно всегда может открыть в себе какую- то новую, неожиданную грань. Дело тут вот в чем. В последнее время в критике очень много было споров и дискуссий о так называемой «малой прозе», споров, рожден ных, главным образом, тревогой за судьбу рассказа, явно теряющего свои позиции в современной литературе. Критика справед ливо сетовала (да и до сих пор еще сетует) на то, что очень мало появляется у нас ин тересных, значительных рассказов. С этим утверждением нельзя не согласиться. И ко ли это действительно так, то есть прямой смысл обратиться к наиболее удачным про изведениям, созданным мастерами «малой прозы». Ибо только' опыт мастеров может дать вразумительный ответ на вопрос: что нужно для того, чтобы рассказ получился, чтобы описание одного события, случая дало законченную художественную картину? Ду маю, «Тень капитана Беллинга» вполне мо жет послужить примером для такого пока зательного разбора. В Сапожников строит свой рассказ по всем правилам классической новеллы, стро го соблюдая все основные ее пункты (экс позиция, завязка, кульминация развязка). Тихо, мирно живет капитан Чернов, сапер- фронтовик. Тянет помаленьку служеб ную лямку, ждет очередной звездочки, иг рает по вечерам в пульку. Как вдруг — срочный вызов к «самому», к генералу. Об наружена под зданием школы невзорвавша яся бомба, и Чернов получает задание обезвредить ее. Как это ни покажется странным, но в такой завязке нет ничего неожиданного, ничего чрезвычайного. Ибо, увы, мы уже привыкли к газетным сообще ниям о том, как саперы обезвреживают об наруженные то в одном, то в другом мес те бомбы, мины, снаряды. И, казалось бы, в данном случае рассказ мог бы стать про сто художественной обработкой одной из газетных информаций подобного рода. Но вот здесь у В. Сапожникова вступают в силу те самые случайности и совпадения, которые и придают новелле красоту интри ги, позволяя писателю строить напряжен ный, драматический сюжет. Как выясняет ся, бомбу оставил не кто иной, как капи тан Беллинг. Тот самый фашистский ас-сапер, с которым судьба однажды свела Чернова на дорогах войны и не разлучала до кон ца ее. Чернов все время шел по следам Беллинга, чуть не ежедневно обезвреживая снаряды и мины, которые оставил после себя этот хитроумный, коварный взрывник, придумывавший самые изощренные ловушки, чтобы «делать трупы»... И вот новая встре ча с капитаном Беллингом, точнее сказать с его тенью, потому что сам Франц Беллинг убит в конце войны. Что-то жуткое, мисти ческое есть в этой ситуации. Не случайно Чернова, человека, не раз смотревшего в глаза смерти, невольно охватывает леденя щий ужас; ведь на этот раз ему предстоит сражаться с призраком, и кто знает, не ста нет ли этот бой последним, не в этой ли проржавевшей авиабомбе сокрыта самая хитроумная ловушка Беллинга, не здесь ли ему, Чернову, суждено совершить ту самую единственную роковую ошибку, от которой не застрахован ни один сапер? «Чернов стоял у края ямы и смотрел на бомбу. Он видел такие бомбы тогда и знал, как они рвутся. Он не боялся, но его ноги чувствовали близость той страшной силы, которая затаилась в бомбе, и ногам хоте лось повернуть и уйти прочь, идти долго и далеко, не останавливаясь». Рассказ весь —от начала до конца —из таких вот емких, точных, выверенных пси хологических деталей. Даже когда В. Сапож ников просто описывает, как Чернов и его помощники по сантиметру очищают землю, извлекая оттуда бомбу, мы тем не менее чувствуем в каждом абзаце, в каждой фра зе то огромное внутреннее напряжение, ко торое по силе под стать, наверное, только силе взрывчатого вещества, заложенного в извлекаемой ими бомбе. «Капитан Чернов осторожно ощупывал каждый сантиметр чуткими пальцами ми нера. Они проникали все ближе к телу бом бы и становились как солдаты-разведчики. Пальцы его говорили Они говорили: не спеши... Пальцы шептали Чернову: не спеши. Он не спешил. Молчал за его спиной город. Маленький, незнакомый городок, каких много на земле русской, стоял за его спи ной и тихо ждал». И ради того, чтобы спасти этот городок, нужно любой ценой выиграть последний 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2