Сибирские огни, 1982, № 6
которой хроникальная точность, верность правде исторических фактов на протяже нии сорока восьми часов, пока длятся со бытия пьесы, оказалась вполне достаточ ной, чтобы обеспечить спектаклю силу дра матургического произведения, причем, про изведения истинно художественного. Успех «Шестого июля» побудил автора продолжить опыт документально-художе ственного произведения. Вскоре появляется его историко-хроникальная драма «Боль шевики». Впервые пьеса была поставлена О. Ефремовым в московском театре «Сов ременник» к 50-летию Советской власти как заключительная часть трилогии о русских революционерах —декабристах, народо вольцах, большевиках. Быть может, имен но это обстоятельство задержало появле ние драмы в качестве самостоятельного про изведения на сценах театров нашей страны. Во всяком случае, в новосибирском «Крас ном факеле» «Большевики» появились только в сезоне 1977—1978 гг. Пьеса к этому времени уже не была но винкой, так что «удивлять» оригинально стью выбора репертуара театр никого не мог. Речь могла идти только о самостоя тельном углубленном поиске своего реше ния. Это —пьеса о Ленине, хотя Ильич на сцене не появлялся ни на минуту. И поя виться не мог бы, потому что в тот день, 30 августа 1918 года, когда разворачивались события, положенные в основу пьесы, на ходился на грани между жизнью и смер тью. Тяжело раненного, истекающего кро вью, его привезли в кремлевскую квартиру, отделенную от зала заседаний Совнаркома лишь коридором. Так начиналась важнейшая тема спектак ля —о мужестве, несгибаемой воле боль шевиков, о тех, кто и в самом большом личном горе умел подчинить личное обще ственному. «Большевики» в «Красном фа келе» представали спектаклем широким, масштабным, повествующим о народных судьбах революции. Время с его грозными чрезвычайными событиями врывалось сюда, в мозговой центр Республики, во всем своем хаосе и взвихренности. Здесь оно облекалось в плоть декретов, обретало мощь призыва, лозунга, способного повести за собой рево люционные массы народа. Образ Времени с его гигантскими по масштабам явлениями был зримо воплощен в виде огромной, во весь портал, карты страны, обожженной по краям, опаленной пожаром войны. На фо не этой карты особенно контрастно пред ставала достоверная до малейших деталей обстановка зала заседаний: белые кресла с алыми сиденьями для народных комиссаров, простое кресло с плетеной спинкой —для председателя. Постоянно возникающее по верх сцены изображение нервно пульсирую щей, беспрерывно бегущей телеграфной лен ты заставляло вспомнить слова поэта: «Это —время гудит телеграфной струной». Постановщик С. Иоаниди и художник Е. Гороховский уже внешним обликом спек такля передавали свое стремление соединить конкретно-историческое начало с обобщени ем .вплоть до символа, иными словами,— оставаясь верными принципу документализ- ма, осмысливать документ художнически. 150 Четкую социальную окраску имел цент ральный нравственный конфликт: совершив самую гуманную в истории человечества революцию, российский пролетариат во гла ве с партией большевиков вынужден при нять закон о «красном терроре». К этой чрезвычайной мере правительство решается прибегнуть .для того, чтобы сохранить за воевания Октября от белогвардейцев, кото рые повсеместно организовывали кулацкие мятежи, от злодейских покушений эсеров, которые открыли настоящую охоту на боль шевистских руководителей. Жестокость бы ла необходима во имя высших принципов гуманизма. И в этот трудный момент большевики- ленинцы твердо произносили свое в муках рожденное — «Да, согласен!» Ни в пьесе, ни в спектакле не было раз вернутых многоплановых характеров. Но когда в финале Цурюпа (В. Харитонов) раздумчиво произносил: «В каждом из нас есть частичка Владимира Ильича...» —это му верилось безусловно. Верилось, потому что ленинскую страстность и искренность раскрывали перед зрителями в ролях Кол- лонтай и Петровского А. Покидченко и А. Лосев. Потому что ты стал свидетелем железной собранности, мудрой неторопли вости в решениях Свердлова (А. Дорожко). Потому что силу убежденности, волю Стуч- ки и горячую напористость, энергию Кур ского подчеркнули своим исполнением Е. Ле-. мешонок и В. Бирюков. Ленинская иро ния —удачно найденный штрих в характере Загорского (И. Белозеров), простота чело веческого облика и профессиональное уме ние облекать мысль в публицистически от точенные фразы —характерные черты Стек лова в исполнении Е. Иловайского. По-ин теллигентски мягок, сердечен и раним Луна чарский в исполнении В. Чумичева. Спектакль о верности ленинизму, о высо ких моральных устоях большевиков встре тил теплый зрительский прием. Когда в финале, счастливые, преображенные, чувст вуя плечо друг друга, участники заседания Совнаркома тихо-тихо, почти шепотом, за певали гимн партии «Вставай, проклятьем заклейменный...», радость сообщения — кризис миновал, Ленин будет жить! —объе диняла всех. Зрители стоя приветствовали исполнителей. Для того, чтобы ощущение соучастия, сопереживания возникло в зри тельском зале, необходимо многое. Необхо димо, чтобы был выявлен современный, волнующий сегодняшнего зрителя кон фликт, нужно найти точную атмосферу действия, нужна искренность каждого уча стника спектакля. Все это присутствовало в спектакле краснофакельцев. Значительным произведением докумен тальной Ленинианы стала пьеса «Синие ко ни на красной траве». Определив ее жанр как «опыт публицистической драмы», М. Шатров предложил исполнителям роли Ленина вовсе отказаться от попыток пе ревоплощения. По мысли автора, в главной роли должен выступить артист —наш сов ременник. Без грима и ленинского костю ма он должен начать свой рассказ о делах и мыслях Ленина, обо всех его заботах в течение одного лишь дня—-2 октября 1920 года, дня открытия Третьего съезда комсо мола. В пьесе Ленин иногда говорит о себе в третьем лице, иногда —в будущем време
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2