Сибирские огни, 1982, № 6
В «Красном факеле» спектакль «Между ливнями» поставил К- С. Чернядев. В отли чие от обобщенных красок маяковцев здесь присутствовал яркий жанровый рисунок в исполнении «колеблющихся» и контррево люционеров. Значительное место в спектакле занимала конфликтная ситуация Гуща —Тата Нера- дова —Рилькен. Роли эти были поручены прекрасным актерам И. Полякову, А. По- кидченко, А. Беляеву. Яростную одержи мость Гущи, его всеобъемлющую страсть к Таське-Боцману Поляков акцентировал на столько сильно, что вторая, социальная, сторона образа, его борьба за «свободные Советы», без Ленина и коммунистов, отхо дила на второй план. Мучительно пережи вал «падение» Таты, ее уход к «клешни- кам» лощеный Рилькен •—Беляев. И эта любовная линия подавалась сильно, стано вилась одной из ведущих. Но самым слож ным образом спектакля- Чернядева, вокруг которого завязывался конфликтный узел, представала, конечно, сама Тата. За внешней бесшабашностью, безудерж ной веселостью и разухабистостью Таськи- Боцмана зрители очень скоро могли разгля деть сложную, мятущуюся натуру человека «на перепутье». Одной из самых вырази тельных в спектакле была сцена смерти Таты. Погибая от пули Гущи, она, со всем было позабывшая нормальную речь ци вилизованного человека, вдруг, грассируя, произносила последние свои слова по-фран цузски. Мы нарочно более подробно останови лись на облике спектакля в целом, чтобы яснее определить роль и место, которое за нял в нем образ Ленина. Н. Ф. Михайлов оказался в чрезычайно затруднительном по ложении: его роль оказалась вне централь ного эмоционального конфликта спектакля. Появления Ленина зритель не ждал, как не ждал и его решений, которые бы стали поворотными в событийном течении спек такля. И несмотря на столь неблагоприят ные факторы, талантливый актер с честью вышел из сложной ситуации. Прославив шийся своими романтическими героями, та кими, как Гамлет, Эзоп, Яков Богомолов, артист и здесь оказался верен себе. Он сыграл своего Ленина в приподнято-роман тической манере. Интересно, что при этом он не боялся та ких сугубо прозаических бытовых деталей, Как домашние тапочки, расстегнутый во рот рубашки, плед, которым укрывается Владимир Ильич. Все это отнюдь не меша ло главному. — Этот мужичок-кулачок всю беседу бормотал в углу. Что он бормотал? —вспо минает Ленин.—А! «Торговлишку бы, Вла димир Ильич!». Да, и торговлишку. Дай хлеб — получишь выгоду. Сдашь процент государству, а там все твое. Иная экономи ческая политика. И вслед за стремительным потоком мыс лей звучала гневная тирада в адрес сомне вающихся: «Неужели этого не вбить в го ловы тем, кто хочет коммунизма сегодня? Во что бы то ни стало, хотя бы... ценой... смерти рабочего класса!» Эта реплика вы ходила за рамки бытового правдоподобия, она неслась непосредственно .в зрительный зал, этот всплеск чувств будоражил умы, заставлял вместе с ним, Лениным, думать, 146 решать... И только после большой паузы следовал вывод. Произносил его Михайлов совсем просто, негромко и убежденно: «А мы пойдем к коммунизму, непременно пойдем к нему, но не прямо, а с обходом и с подходом». Не менее убедительно проходила и сцена «Ленин и Позднышев. Ночной разговор. Бессонница». Главным возражением против сцены «Бессонница» у М. Штрауха было волне ние Ленина после того, как он услышал чрезвычайные новости из Кронштадта: «Этот разговор с Позднышевым настолько взволновал Ленина,— писал Штраух,—что послужил толчком к поискам новых экст ренных мер для подавления мятежа. Труд но было поверить, что в таких условиях можно думать о сне» *. Но Михайлов вполне справедливо рас сматривал сцену с Позднышевым вовсе не в качестве «толчка» к решению. Содержа ние сцены в ином. Из всего разговора Ле нин выносит только одно: надо спешить. А весь остальной разговор, построенный в типичной для Ленина манере расспросов,— стремление разъяснить Позднышеву внут ренний смысл событий. («И мы не будем скрывать, что крестьянство имеет глубо чайшее основание к недовольству,—гово рит Владимир Ильич, высказывая мысль, к которой пришел в предыдущей сцене.— Вот суть Кронштадта, если хотите знать».)' Разъяснить эту мысль необходимо, чтобы Позднышев, отправляясь в самое пекло событий, мог сознательно выполнять зада ние партии, самостоятельно ориентировать ся на месте. Проводив гостя, Ленин остается один. На ступает мучительная ночь. Необходимо вы спаться, чтобы завтра во время выступле ния быть убедительным. Его сила — убеж дение, опора на сознательность товарищей по партии. Вот отчего так волнуется Иль ич, вот почему вновь и вновь перебирает в памяти все доказательства. И вот нече му сцена, казавшаяся Штрауху лишней, стала действенным звеном в исполнении Михайлова. Завтра партийцы должны пря мо со съезда пойти на кронштадтский лед: «Партийцы! А идеи съезда превратятся в материальную силу, которая —в свою оче редь овладеет неприступной крепостью!.. Петроградцы? Поддержат. Москвичи — поддержат... Уральцы... Сибиряки...» Лихо радочный внутренний монолог Н. Михай лов начинал в рискованной мизансцене — лежа на диване, укрывшись пледом, пре рывая мысли о Кронштадте усилиями ус нуть, думать о пустяках. Потом Михайлов вставал и вел свои размышления в харак терной для Ильича манере —прохажива ясь на цыпочках по комнате. Но бытовые Интонации недолго звучали у Михайлова, он заканчивал страстно, возвышенно, роман тично: «Убежденные коммунисты принесут на лед революционную убежденность. И свою жизнь. И решат судьбу Кронштад та. А значит —судьбу революции!» В этих словах звучали чувства Михайлова-граж- данина, участника революционных собы тий в Петрограде. В них как бы отзвуком проходило: ‘ Ш т р а у х М. Главная роль, с. 202—203.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2