Сибирские огни, 1982, № 6
человека, руководителя Советского государ ства»,—справедливо замечал рецензент га зеты «Советская Сибирь». И в этом требова нии нельзя не видеть общей для всего дан ного периода развития театрального искусства тенденции к психологичности, к «театру жизненной правды». Но, говоря о засилии «внешнего», все же не забудем, что среди задач, решавшихся исполните лем, на самом видном месте находилось «внимание к человеку», т. е. задача пока зать Ленина во взаимоотношениях с мас сами, с народом. От спектакля к спектаклю Г. Красильни ков приближался к образу, направление его поисков шло по линии углубления внут ренней мотивации поступков. Надписи на экземпляре роли свидетельствуют, что со временем главное внимание исполнителя сосредоточивалось на уточнении взаимоот ношений с окружающими. «Даже распекая, Ленин никогда не унижал человека»,—за писывает артист на полях памятное изре чение. Оно рядом с текстом сцены, где креп ко достается от Ильича старому партийцу Полякову за проявленную им бесхребет ность. Новым шагом для Г. Красильникова стала работа над образом в «Кремлевских курантах» (режиссер Д. Крамской). Спек такль, выпущенный «Красным факелом» в самый канун войны, подчеркивал идею еди нения всех честных людей перед лицом об щих задач, говорил о необходимости жест кой дисциплины, отказа от излишеств, при зывал к строгости во всей жизни. Раскры тию этой темы во многом способствовало решение взаимоотношений Ленина с инже- пером Забелиным. Приход ученого к боль шевикам воспринимался как символ объе динения людей даже несхожих по убежде-, ниям, в тех случаях, когда вершатся судьбы Родины. Для С. Иловайского ключевой мыслью в образе Забелина послужил его диалог с Машей. В ответ на упрек дочери в том, что старая Россия ему дороже всего, что толь ко ее он и любит, только ее и признает, Забелин страстно восклицал: «Не ври! И ту Россию я не люблю». Вот такой Забелин, рвущийся из трясины вековой отсталости России к будущему, не мог не прислушать ся к твердым, решительным словам Ленина, не мог не испытать душевного переворота после встречи в Кремле. Здесь очень важ ны были мера и такт в поведении Ленина (Г. Красильников). Ильич не уговаривал Забелина, тем более не упрашивал его. Он обращался к разуму ученого, разъяснял обстановку и предлагал собеседнику само стоятельно сделать правильный вывод. Тусклый, бесстрастный тон начала роли, когда Забелин, ученый с мировым именем, демонстративно отказывался от работы, торговал на толкучем рынке спичками, со вершенно органично сменялся веселым буй ством человека, нашедшего свой путь, ка ким представала домашняя сцена после возвращения инженера из Кремля. «В отношении «исторических лиц» нужна особая осторожность,— писала Н. К. Круп ская.—Я, например, возражала даже про тив пьесы о жизни Чернышевского, возра жаю еще в большей степени против пьес о жизни Ильича, отеатраливания его жизни. За 13 лет люди не забыли еще Ильича, и многое будет неизбежно звучать фаль шью» '. Как видим, Н. К. Крупская решительно настаивала на документальной точности, коль скоро речь заходила об «исторических лицах». И дело здесь было не только в том, что в те годы в зале присутствовали люди, «не забывшие еще Ильича». Сложность со стояла в том, что к образу Ленина не под ходил обычный способ типизации, созда вать «собирательный» образ Ленина было невозможно, поскольку речь шла о совер шенно конкретной исторической челове ческой личности. Художник должен был искать иные, еще неизведанные пути. Нель зя было выдумывать образ Ленина, иска жать его. Но это не означало, что только по пути сугубо портретного сходства мог строить артист роль. Использование силы обобщения, стремление приблизить образ Ильича к современности заставляло испол нителей, каждого по-своему, проходить путь от портрета к характеру и от харак тера —в глубь внутреннего мира Ленина. Не свободен был от засилия внешней ха рактерности и первоначальный рисунок ро ли у Б. Щукина в «Человеке с ружьем». Понадобилось много усилий, в том числе ряд важных встреч Н. Погодина и Б. Щу кина с Н. К. Крупской, прежде чем образ откристаллизовался в той глубине и мону ментальности, каким он вошел в сокровищ ницу театральной Ленинианы. Прост, прав див, человечески достоверен был образ Владимира Ильича в исполнении А. Грибо ва («Кремлевские куранты», 1944, МХАТ). Но вновь и вновь повторял свое требова ние постановщик Вл. И. Немирович-Дан- ченкб: «Нужны молнии, нужны озарения в роли!». Одной простоты, правдивости, ин теллектуальности — мало. Необходимо пе редать величие идей гения, непреклонную целеустремленность, великую страстность в отстаивании идей, масштаб мышления. Задачи, общие для всех создателей Ле нинианы, решались и краснофакельцами. В 1956 г. к постановке «Кремлевских ку рантов» с Лениным —А. Глазыриным при ступает В. П. Редлих (художник В. Шапо рин). По сравнению с довоенной редакцией спектакль раскрывает новые грани пьесы. И это вполне естественно: все наиболее ин тересные спектакли и фильмы о Ленине от ражали не только историческое время, его идеи, атмосферу, но также идеи и атмос- сферу времени, в которое они создавались. А. Глазырин не стремился к сугубому портретному сходству и не очень заботил ся о постижении характерности. Артист стремился к внутреннему постижению об раза. Долго не удавался ему, несмотря на пробы, и в конце концов так и не удался, заразительный, «великолепный смех» Ильи ча. Но зато его Ленин был интересен преж де всего непрерывным процессом рождения мысли. Иногда, стремясь подчеркнуть ка кую-либо мысль, сделать ее мыслью-обоб щением, Глазырин после реплики собесед ника отвечал не сразу, задумывался, даже выходил на авансцену и только после пау зы произносил слова, подводящие итог раздумьям. Такая манера придавала сло- 1 Отзывы Н. К. К р у п с к о й на художест венные произведения о Ленине.—Ист. архив. 1958, № 4, с. 75. Ю Сибирские огни ТАв 145
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2