Сибирские огни, 1982, № 6
ШСКНССТМ) Л . Баландин НОВОСИБИРСКАЯ ЛЕНИНИАНА Новосибирцы впервые увидели образ Ле нина на сцене ТЮЗа в 1938 г., в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Правда». В роли Ленина выступил С. Знаменский (режиссер Н. Михайлов). Для Н. Михайлова и С. Знаменского принципиальное значение имели две встречи Ленина с представите лями народных масс —с крестьянином Та расом Голотой и рабочим Балтийского за вода Кузьмой Рыжовым. Уже тогда сказа лось умение режиссера сосредоточить вни мание не столько на том, как ведет диалог Ленин, но на самом содержании беседы, умение ответить на вопрос—что -я делаю? Итогом стало достоверное, внешне простое, деловое, общение, т. е. именно такое, кото рое обычно отмечали все, кто знал Ильи ча. Четко, лаконично отдавал Ленин рас поряжения по телефону перед штурмом Зимнего. Но самым примечательным в ис полнении С. Знаменского была одна из пер вых попыток показать на сцене процесс рождения ленинской мысли. Именно этой грани образа придаст особое значение сам Н. Михайлов, когда в спектакле «Между ливнями» А. Штейна (1963) в пространном внутреннем монологе попытается погрузить зрителей в мыслительную лабораторию вождя. В 1939 г. С. Знаменский, перейдя в «Крас ный факел», в очередь с Г. Красильнико вым выступил в спектакле по пьесе А. Кап лера и Т. Златогоровой «Ленин в 1918 го ду». Поставил спектакль Д. Крамской. Представляет интерес более пристально взглянуть на процесс работы режиссера с исполнителем в те годы, когда считалось, что создать убедительный внешний облик не менее важно, чем воссоздать облик внутренний. Артистов на роль Ленина ут верждала особая комиссия Москвы, из сто лицы на прием каждого «ленинского спек такля» приезжали ответственные товари щи... Обратимся к воспоминаниям Г. Красиль никова о работе над образом Владимира Ильича Долгое время, этап за этапом, ос ваивал он роль. Интересно, что поиски гри ма, жестов, походки предваряли начало не посредственной работы над внутренним со держанием роли. Актеры в те времена за писывали ленинские диалоги на пластинку, и записи эти, прежде чем утвердить акте ра на роль, придирчиво прослушивались комиссией до тех пор, пока в манере гово рить не улавливалось сходства с подлинны ми записями речей Ленина. Иногда эти тре бования превращались в парадокс, если учесть все несовершенство первых грамза писей —в них была завышена скорость, и ленинский баритон превращался в высокий тенорок, неумеренно быстрым представал и темп речи. Немудрено, что многие ис полнители в соответствии с требованиями так и играли —высоким голосом скорень ко проговаривали текст. Но все же преоб ладало серьезное, умное исполнительство — ведь требования зрителя были уже доста точно квалифицированными. По словам Г. Красильникова, поиски гри ма только в предварительной стадии рабо ты заняли 20 сеансов. На экземпляре роли, по которому работал артист, среди режис серских заданий первыми тремя пунктами значилось: « Походка, манера речи, жест». И лишь вслед за тем шли задания, касаю щиеся внутреннего содержания образа: «Внимание к человеку, духовное здоро-* вье, негнущаяся воля, тонкая ирония, доб родушный юмор». Конечно, путь «от внешнего к внутрен нему» всегда специфичен и применим лишь к особой индивидуальности актера. Пото му-то и сказывалось у Г. Красильникова засилие «внешнего». «...Желая возможно точнее передать внешний облик Ленина, актер связан небольшим количеством жестов... излишне точен. Надо шире и глуб же дацать внутренний образ вождя, 1 См м ою к н и гу «На сц ен е и за к у л и с а м и». С ападно С и б и р ско е кн. и зд-во, 1972.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2