Сибирские огни, 1982, № 6

ШСКНССТМ) Л . Баландин НОВОСИБИРСКАЯ ЛЕНИНИАНА Новосибирцы впервые увидели образ Ле­ нина на сцене ТЮЗа в 1938 г., в спектакле по пьесе А. Корнейчука «Правда». В роли Ленина выступил С. Знаменский (режиссер Н. Михайлов). Для Н. Михайлова и С. Знаменского принципиальное значение имели две встречи Ленина с представите­ лями народных масс —с крестьянином Та­ расом Голотой и рабочим Балтийского за­ вода Кузьмой Рыжовым. Уже тогда сказа­ лось умение режиссера сосредоточить вни­ мание не столько на том, как ведет диалог Ленин, но на самом содержании беседы, умение ответить на вопрос—что -я делаю? Итогом стало достоверное, внешне простое, деловое, общение, т. е. именно такое, кото­ рое обычно отмечали все, кто знал Ильи­ ча. Четко, лаконично отдавал Ленин рас­ поряжения по телефону перед штурмом Зимнего. Но самым примечательным в ис­ полнении С. Знаменского была одна из пер­ вых попыток показать на сцене процесс рождения ленинской мысли. Именно этой грани образа придаст особое значение сам Н. Михайлов, когда в спектакле «Между ливнями» А. Штейна (1963) в пространном внутреннем монологе попытается погрузить зрителей в мыслительную лабораторию вождя. В 1939 г. С. Знаменский, перейдя в «Крас­ ный факел», в очередь с Г. Красильнико­ вым выступил в спектакле по пьесе А. Кап­ лера и Т. Златогоровой «Ленин в 1918 го­ ду». Поставил спектакль Д. Крамской. Представляет интерес более пристально взглянуть на процесс работы режиссера с исполнителем в те годы, когда считалось, что создать убедительный внешний облик не менее важно, чем воссоздать облик внутренний. Артистов на роль Ленина ут­ верждала особая комиссия Москвы, из сто­ лицы на прием каждого «ленинского спек­ такля» приезжали ответственные товари­ щи... Обратимся к воспоминаниям Г. Красиль­ никова о работе над образом Владимира Ильича Долгое время, этап за этапом, ос­ ваивал он роль. Интересно, что поиски гри­ ма, жестов, походки предваряли начало не­ посредственной работы над внутренним со­ держанием роли. Актеры в те времена за­ писывали ленинские диалоги на пластинку, и записи эти, прежде чем утвердить акте­ ра на роль, придирчиво прослушивались комиссией до тех пор, пока в манере гово­ рить не улавливалось сходства с подлинны­ ми записями речей Ленина. Иногда эти тре­ бования превращались в парадокс, если учесть все несовершенство первых грамза­ писей —в них была завышена скорость, и ленинский баритон превращался в высокий тенорок, неумеренно быстрым представал и темп речи. Немудрено, что многие ис­ полнители в соответствии с требованиями так и играли —высоким голосом скорень­ ко проговаривали текст. Но все же преоб­ ладало серьезное, умное исполнительство — ведь требования зрителя были уже доста­ точно квалифицированными. По словам Г. Красильникова, поиски гри­ ма только в предварительной стадии рабо­ ты заняли 20 сеансов. На экземпляре роли, по которому работал артист, среди режис­ серских заданий первыми тремя пунктами значилось: « Походка, манера речи, жест». И лишь вслед за тем шли задания, касаю­ щиеся внутреннего содержания образа: «Внимание к человеку, духовное здоро-* вье, негнущаяся воля, тонкая ирония, доб­ родушный юмор». Конечно, путь «от внешнего к внутрен­ нему» всегда специфичен и применим лишь к особой индивидуальности актера. Пото­ му-то и сказывалось у Г. Красильникова засилие «внешнего». «...Желая возможно точнее передать внешний облик Ленина, актер связан небольшим количеством жестов... излишне точен. Надо шире и глуб­ же дацать внутренний образ вождя, 1 См м ою к н и гу «На сц ен е и за к у л и с а ­ м и». С ападно С и б и р ско е кн. и зд-во, 1972.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2