Сибирские огни, 1982, № 6
вдвое быстрее... И еще вот бульдозер был постоянно с нами. Он предусмотрен завод ской технологией. При каждом роторном полагается держать бульдозер. Это чтобы, кроме расчистки подъездов, еще и полку последнюю, то есть нижнюю, выбирать. Но, оказывается, не так-то сложно выбирать нижнюю полку и роторным колесом... Внизу, позади нас, коротко гукнул тепло воз. Из-за мыса показались вагоны. Петр Васильевич прервал разговор, шагнул в кабину, сел в мягкое кресло. Вся его узкая фигурка как бы утонула. Легкая рука летя ще коснулась какой-то кнопки, рычага... Стальной хобот напрягся, развернулся. Вращающиеся ковши, поднятые к верхнему краю пласта, начали свою работу. По мере того, как ковши, заглубляясь, выбирали нишу, машина наезжала на стену, а хобот уходил, сдвигался вправо. Но вот уже ко лесо с ковшами пошло в обратную сторону Петр Васильевич привстал. Ковши вышли на вертикальный срез пласта, на край стен ки. И тут машинист успел поймать какие-то доли секунды, не дал колесу выйти на холо стую прокрутку. Опять подал машину вперед, и ковши снова пошли вправо. — Вот в этом я когда-то терял,—улучив момент, говорит Черпаков, не поворачивая головы.-—Кое-кто. считает, что ковшам надо дать выйти за край. А зачем? Потеряем ми нуту, другую. Да в следующей операции — минуту, "другую. А за неделю получаются вагоно-часы. Простоит транспорт... Прилов чился я делать наезд в рабочем положении, не в холостом. Транспортерная лента нагруз ку несет предельную, без перепадов. Ну верно, тут важно почувствовать, определить на глаз твердость пласта, чтобы наезд де лать соответственный. Тугая угольная струя хлещет в вагон. Хлещет под уклоном. За этим следит Ген надий Ланиов, наблюдающий из стеклянной кабины, нависающей под транспортером, чуть ли не вплотную с железнодорожным составом. Струя тотчас меняет угол паде ния, как только над вагоном образовался ворошок. Меняет угол и хлещет уже в сле дующий вагон. Я засекаю время. Две ми нуты на вагон. Шестьдесят тонн. Две секун ды на тонну. Планируется по бассейну устроить десят ки разрезов. В каждом разрезе десяток ро торных поставить. Две секунды —тонна. Две секунды —тонна. Но конструкторы готовят технику еще более добычливую, ловкую. При ней будет: секунда —тонна. — Однако неувязочка уже сегодня полу чается,— произносит задумчиво Петр Ва сильевич, убирая под фуражку упругие во лосы.—Мы стараемся всегда побольше. Платят нам за то, чтобы мы побольше... Стимул такой. А потом выясняется, что наш уголек никому не нужен, девать его некуда. Не слыхали такое? А вот... бывает. В прош лом году, в августе с Новосибирской ТЭЦ-3 прилетела телеграмма: отправку угля при остановить на 25 дней. Почему? Выясняем. Оказывается, у них завал угля на складах, не успевают сжигать. А у нас план. Мы, ко нечно, продолжаем отправлять, а те к нам назад гонят, вагоны загруженные простаи вают. Двести двадцать пять таких вагонов скопилось сразу в тупиках. А скоро из Иркутска такая же телеграмма: прекратите слать уголь, завалены. Мы смотрим в свои графики. Как же завалены, если еще не вы брали шестьдесят тысяч тонн. Из Краснояр ска тоже шумят: не шлите им уголь, хотя почти сто тысяч фондовых недобрали. Мы были вынуждены сесть на длительный пере кур. Вчера стремились к рекордам, а сегодня выясняется вон какая картина Несоответст вие. Ясно, бурый наш уголь с повышенной зольностью и шлакованием непригоден для котлов традиционной конструкции. Годится он только на такие ТЭЦ, которые специально на это топливо настроены. Они расположе ны в ближних областях; Томской, Новоси бирской, Омской, Кемеровской... Они сэко номят топливо, а мы... мы вынуждены удлинить перекуры. Конечно, в будущем, когда КАТЭК построит свои мощные ГРЭС, каждая из которых будет потреблять многие десятки миллионов тонн топлива в год, воп рос изменится. Ну, а пока... Были предложе ния: переоборудовать под канско-ачинские угли как можно больше станций на Урале, на Дальнем Востоке и на западе страны. Подсчитали: дороговато обойдутся перевоз ки. Есть другой путь: уголь на месте под вергнуть термохимической переработке. Перевозить полукокс на дальние расстояния экономически выгодно. Но беда в том, что строительство для этого дела, то есть для переработки бурого угля в полукокс, спе циальной установки ЭТХ-175 затянулось. Установка должна была вступить в работу еще в 1979 году, а она еще и сегодня не го това и через год вряд ли станет эксплуати роваться на полную мощность. Проблема!.. Планирование хромает. Факт, Хоть у кого спросить: когд| в Сибири лучше работается, летом или зимой? Безусловно, лКгом. И не только потому, что зимой пурга, снег залеп ляет глаза, ничего не видно. А еще и потоку, что не всякая техника способна безаварийно работать на морозе. Ленточные конвейеры на наших роторных экскаваторах...— Петр Васильевич оборачивается, смотрит вниз и ведет нас к решетчатой стреле, удерживаю щей конвейерную ленту.—Этот самый пен- точныіі конвейер уже при минус сорока перестает действовать. В разрезе, как вы зна ете, четыре роторных. Почти весь план ле жит на них. Я имею в виду наш Назаров- ский разрез. От «мехлопат» мы отказались давно. И вот представьте. Мороз минус со рок может держаться неделю, полмееяна и больше. Из разреза — ни тонны угля. А Минуглепром почему-то всем угольщикам КАТЭКа дает на декабрь план больший, чем, скажем, на август или на июль Долж но же быть наоборот: в теплую погоду за пастись, чтобы иметь резерв на морозы... Да, себестоимость нашего уголька низкая. Да, КАТЭК обойдется государству не так- то уж дорого. Но наша-то заслуга в чем? Пока всем очевидна лишь заслуга природы, сконцентрировавшей такое богатство в на ших районах. А мы пришли и черпаем. Эк, хитрость большая! Черпать — хитрость? Учиться бы нам использовать по-хозяйски все, что име ем. Плохо мы еще умеем, плохо! В том чис ле и я сам... Черпаков недавно ездил на конкурс ра бочего мастерства машинистов роторных экскаваторов стран —членов СЭВ и там в составе команды СССР занял первое место. На втором месте —угольщики из ГДР. на третьем — из Румынии. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2