Сибирские огни, 1982, № 6

Хитроватый машинист таким образом разжигал самолюбие недавнего бухгалтера. Петр же, едва вернувшись со смены, бежал к Наде в библиотеку, перекапывал там тех­ ническую литературу. Ждал, что Павел Сер­ геевич на другой день задаст тот же вопрос, но он как бы забывал, а спрашивал совсем иное и так же шевелил бровями, тянул: — Худы наши дела, да-а-а. Однако через несколько месяцев вдруг предложил (это когда помощник машиниста перевелся на другой участок): — Возьми-ка бумагу и напиши заявление на имя главного инженера, что готов быть у меня помощником. — Как... готов? Для этого же курсы надо кончать,— удивился Петр. — Бывает, иной и без курсов лучше. Ты же танкист, а это ведь не мало значит. Сообразительность натренирована,—прого­ ворил машинист ласково. Приемная комиссия собралась по всем правилам. Даже более въедливо и насторо­ женно отнеслись специалисты к такому де­ лу. Как же, без теоретической подготовки рабочий осмелился заявиться. По механиче­ ской части спрашивал сам главный инженер разреза, по электрической —главный энер­ гетик. В конце всех вопросов и ответов глав­ ный инженер поинтересовался: — У вас, товарищ Черпаков, какое обра­ зование? — Семь классов,—сказал Петр. — Это хуже,— поскучнел главный инже­ нер, с выражением досады поглядел на членов комиссии, собирающих со стола схе­ мы, брошюрки, торопящихся на обед в столовую.—Хуже.—И, помолчав, добавил со значением: —Обещают нам... ну, может, не в этой пятилетке, в следующей, принци­ пиально новую технику прислать, конструк­ торы ведут разработки. Принципиально новая техника пойдет. Разобраться в ней, грамотно эксплуатировать —маловато бу­ дет семи классов. Конструкторы уже диску­ тируют на этот счет: одни говорят, что тех­ ников надо будет на эксплуатацию ставить, другие говорят, что нет, инженеров надо. Во всяком случае имейте в виду: перспек­ тивная техника. И хотелось бы, чтобы вы к ней были готовы. Имея уже двух детей, Петр поступил учиться в вечернюю школу. Прошли годы. В аттестате зрелости имелись такие оценки: алгебра —5, геометрия —5, химия —5, астрономия —5. А тут и ожидаемая техника подоспела. Первый роторный. Изготовитель —Донецкий механический завод. Не весь экскаватор пришел сразу, а лишь отдельные узлы, едва помещавшиеся на платформе. Потом и остальные, узлы были доставлены. Вес— 700 тонн. Из Красноярска, из газеты «Крас­ ноярский рабочий», приехал фотокор­ респондент фотографировать. Никто такой махины не видывал. Шеф-инженер, прибыв­ ший с завода и осуществлявший контроль за монтажом экскаватора, объявил: все, кто же­ лает знать новую машину, приглашаются на специально организованные курсы, которые будут функционировать по таким-то и таким дням в удобное для рабочих время. Еще было неизвестно, кого зачислят в экипаж. Понятно, кто лучше покажет себя на курсах. Надо подобрать в экипаж шест­ надцать человек (это позднее произойдет сокращение). Четыре смены. По четыре че­ ловека на смену: два машиниста, два по­ мощника. Надя, встречая супруга после работы и сочувственно заглядывая в его насторожен­ ные глаза, спрашивала: — Что там? Решилось что-нибудь? — Восьмерых уже зачислили,— отвечал глуховато Петр.—Подобрали. Хорошие ра­ бочие. Трудяги... Остальных еще нет... По голосу мужа и по тому, как он уводил грустные глаза, Надя определяла, что в этих «восьмерых» Петра ее нет. Но скоро он обрадовал ее, вбежав в дверь с веселостью мальчишеской: Есть! Зачислили! По-орядок в танко­ вых частях! Главное, Надюша, пожелать! Сильно, сильно пожелать. И все придет само собой. Двигатель всему —наше жела­ ние. В желании воля. А что? Скажешь, что не так? Я ведь и тебя нашел так. Ну внеш­ ностью сама знаешь, не вышел я. А сказал сам себе когда-то: пожелай, чтобы тебе встретилась самая хорошая девушка. А кЬг- да тебя увидел, еще сказал сам себе: поже­ лай, пожелай, чтобы эта девушка стала тво­ ей женой. И вот... Факт! Болтун,—нежно упрекнула Надя, оглядывая супруга, ершистого, всегда нато­ порщенного. Точно, факт! — приплясывал Петр, вскидывая руку и щелкая пальцами,— Без тебя бы я что? Мужик без подруги все равно что конь без подпруги — поедет и распряжется. Точно! — Вот я и говорю... говорун ты,— радо­ валась Надя, думая о том, что жизнь у нее сложилась хорошо, что Петр у нее такой неуемный, горячий. Утром он, чувствуя и сознавая себя каче­ ственно новым рабочим, шел твердым ша­ гом на смену, проходя через улицу, через рощу. В свежей, проглаженной спецовке, в синем галстуке. Четыре смены, четыре бригады, четыре бригадира. Одним из бригадиров —Петр Черпаков. Двести сорок вагонов за Первую неде­ лю—таков итог. Павел Сергеевич Сидоров своим трехкубовым больше срабатывает, он в иную неделю и по 250 вагонов грузит. Трех­ кубовым! Который рядом с роторным гиган­ том кажется игрушечным, отжившим. К тому же никак не получается, чтобы не просыпать уголек' на линию, не зава­ лить подъезды. Железнодорожники, по­ нятно, ругаются, всем приходится браться за лопаты. Грустнее картины не сочинишь: полчаса работаешь техникой (последнее слово конструкторов и науки), потом*два часа машешь обычной совковой лопатой. Шеф-инженер, приходивший на экскава­ тор по три раза за смену, тем не менее успо­ каивал: — Все ладно. Гак и должно. Не торопи­ тесь рывки делать, рекорды. Чем отложе уклон, тем дальше можно уйти в гору. Не спешите. Все само собой придет. ^Наступила смена, в которую Петр со сво­ ей бригадой смог загрузить восемьдесят вагонов. Потом 104 вагона, 112... Каждый день диспетчер увеличивал подачу порожня­ ка в забой к роторному. В 1973 году железнодорожники увезли от роторного три с лишним' миллиона тонн 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2