Сибирские огни, 1982, № 6

мым ответственным делом —восстановлени­ ем нарушенной земли. Они же и почвенный пласт снимают, а для этого нужны острый глаз и чувство хозяина. Ведь можно про­ ехать, немного Поскрести, где счистился пласт, где остался, ничего, дескать, ладно. А они не так: они все до кубометра соскре­ бут и аккуратно соскладируют. Кубометр сбереженного гумуса —это сбереженная молодость земли. В прошлом году мы рас­ считали на бульдозер братьев Пастыревых план: переработать 132 тысячи кубометров. Они сумели переработать 360 тысяч кубо­ метров. За отличную работу Анатолию и Виктору присвоено звание «Экипаж имени 60-летия Красноярского комсомола». Адми­ нистрация разреза выделила братьям улуч­ шенную квартиру и легковую машину... Они вообще-то у нас в разных сменах. Это просто так они сегодня. В смене Виктор, ну а Анатолий, знать, дома не усидел в такую славную погоду, пришел помочь. Михаил Леонидович, наблюдая за работой братьев, вдруг настораживается, приставля­ ет ладонь к уху, зеленые глаза его темнеют почти до черноты. — Слышите? — поворачивает он плечо ко мне. — Что? —спрашиваю я. — А вон звук у бульдозера... Не тот звук-то, не тот. В умелых руках машина, а все равно изнашиваются части. Ремонт —это гвоздь в пятке. Чтобы что-то сделать, надо в Читу ехать, в Прокопьевск, в Челябинск... За тысячи километров. Там ремонтные пред­ приятия. У самих-то у нас пока ничего нет. Ни экскаватор отремонтировать, ни бульдо­ зер... Техника поступает уникальная. Мин- тяжмашем СССР давно разработаны усло­ вия по фирменному обслуживанию машин, а на практике еще ничего нет. Госплану СССР пора включить отдельным пунктом в план заводам изготовление запасных ча­ стей... Мне вспомнилось, как эту же самую проб­ лему поднимали инженеры Ирша-Бородин- ского разреза (это несколько восточнее) Согласно контрольным цифрам десятой пя­ тилетки иршабородинцы должны были увеличить мощность разреза до 25 миллио­ нов тонн угля в год, а они не осилили и де­ вятнадцати миллионов. Почему? Да потому, что планы роста производственных мощно­ стей не были подкреплены техническим осна­ щением. Теперь двадцатипятимиллионный ру­ беж перенесен на конец одиннадцатой пяти­ летки. Отстают иршабородинцы и по вскрышным работам. Причина та же: обещали им соответствующее технологиче­ ское оборудование, а не дали. На вскрыше и сегодня работают экскаваторы ЭКГ-8, а должны уже давно работать ЭКГ-12,5. «Как же тогда нам выполнять возрастаю­ щие планы? — спрашивали иршабородинцы и продолжали высказывать.—Нельзя упи­ рать вопрос только в неравномерное посту­ пление техники. Беда в том, что мы, получив технику, не всегда можем ее использовать эффективно. Поступила машина ВПО-ЗООО, предназначенная для быстрой выправки же­ лезнодорожных путей в разрезе. В первый год мы могли с ее помощью выправить по­ чти сто километров путей, во второй же год —только тридцать километров Потому что машина потребовала ремонта, а для этого' у нас нет базы. Пришлось обращаться за помощью в Министерство путей сообще­ ния, а там ответили, что могут выполнить наш заказ только зимой. Таким образом, в самое напряженное летнее время путевыпра- вочная машина простаивала, а рядом в карьере по два-три раза в неделю сходили с путей груженые составы». — У моего соседа забарахлили «Жигу­ ли»,—для аналогии рассказывает Михаил Леонидович,—Сосед не полез сам в мотор, а отвез машину в пункт технического обслужи­ вания. Что, «Жигули» сложнее нашего рабочего технологического оборудования? Так почему же тогда нас ориентируют да­ же ремонт роторного комплекса произво­ дить без всяких специализированных пунк­ тов, своими силами? Да что там «Жигули»! Сейчас вон утюги обыкновенные и то фирма какая-то ремонтирует, а не самодеятель­ ность. Количество сложной техники у нас возрастет в десять раз. Повторяю: сложной техники. Тогда как будем выходить из положения без фирменного обслуживания? Коллективы объединений Уралмаш и Красноярскуголь приняли совместные со­ циалистические обязательства по эффектив­ ной эксплуатации стокубового вскрышного экскаватора на Назаровском разрезе. Урал- машевцы осуществляют авторский надзор за техникой, а назаровцы грамотно эксплу атируют. Это уже первый шаг на подходе к системе фирменного обслуживания. Под Красноярском скоро вступит в строй завод тяжелых экскаваторов. Вот он и мо­ жет стать главной базой фирменного обслу­ живания уникальной угольной техники. «Горные богатства Сибири представляются необъятными, и мы даже в лучшем случае, при большом успехе, в несколько лет не могли бы разработать одной сотой их доли. Они находятся в таких условиях, где тре­ буется оборудование лучшими машинами»,— говорил Владимир Ильич Ленин на VIII Всесоюзном съезде Советов. И еще Влади­ мир Ильич писал в статье «Очередные зада­ чи Советской власти»: «Разработка этих естественных богатств приемами новейшей техники дает основу невиданного прогрес­ са производительных сил». Где тебе лучше? В дальний западный забой ехали мы в тепловозе с машинистом Батуевым Алексан­ дром Михайловичем, очень симпатичным че­ ловеком, обладавшим чувством достоинства и такта. Взгляд мягкий, доверительный, и в то же время в глубине зрачков время от времени вспыхивает острая, почти колючая искорка. Рос без отца, погибшего под Сталинградом. В семье было пятеро ребяти­ шек. Однажды мать, разнорабочая на путях, взяла сына-подростка с собой на смену и сказала бригадиру. «Запиши-ка парня в мое звено». И выдали Александру лопату и лом. Этот же инструмент у него оставался и тогда, когда его перевели кочегаром на паровоз. Теперь Александр Михайлович один из са­ мых добросовестных тепловозных машини­ стов Назаровского разреза. Жена работает компрессорщицей. Трое детей. Их он соби­ рается скоро привести на участок и сказать бригадиру: «Запиши-ка вот...» 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2