Сибирские огни, 1982, № 6
мым ответственным делом —восстановлени ем нарушенной земли. Они же и почвенный пласт снимают, а для этого нужны острый глаз и чувство хозяина. Ведь можно про ехать, немного Поскрести, где счистился пласт, где остался, ничего, дескать, ладно. А они не так: они все до кубометра соскре бут и аккуратно соскладируют. Кубометр сбереженного гумуса —это сбереженная молодость земли. В прошлом году мы рас считали на бульдозер братьев Пастыревых план: переработать 132 тысячи кубометров. Они сумели переработать 360 тысяч кубо метров. За отличную работу Анатолию и Виктору присвоено звание «Экипаж имени 60-летия Красноярского комсомола». Адми нистрация разреза выделила братьям улуч шенную квартиру и легковую машину... Они вообще-то у нас в разных сменах. Это просто так они сегодня. В смене Виктор, ну а Анатолий, знать, дома не усидел в такую славную погоду, пришел помочь. Михаил Леонидович, наблюдая за работой братьев, вдруг настораживается, приставля ет ладонь к уху, зеленые глаза его темнеют почти до черноты. — Слышите? — поворачивает он плечо ко мне. — Что? —спрашиваю я. — А вон звук у бульдозера... Не тот звук-то, не тот. В умелых руках машина, а все равно изнашиваются части. Ремонт —это гвоздь в пятке. Чтобы что-то сделать, надо в Читу ехать, в Прокопьевск, в Челябинск... За тысячи километров. Там ремонтные пред приятия. У самих-то у нас пока ничего нет. Ни экскаватор отремонтировать, ни бульдо зер... Техника поступает уникальная. Мин- тяжмашем СССР давно разработаны усло вия по фирменному обслуживанию машин, а на практике еще ничего нет. Госплану СССР пора включить отдельным пунктом в план заводам изготовление запасных ча стей... Мне вспомнилось, как эту же самую проб лему поднимали инженеры Ирша-Бородин- ского разреза (это несколько восточнее) Согласно контрольным цифрам десятой пя тилетки иршабородинцы должны были увеличить мощность разреза до 25 миллио нов тонн угля в год, а они не осилили и де вятнадцати миллионов. Почему? Да потому, что планы роста производственных мощно стей не были подкреплены техническим осна щением. Теперь двадцатипятимиллионный ру беж перенесен на конец одиннадцатой пяти летки. Отстают иршабородинцы и по вскрышным работам. Причина та же: обещали им соответствующее технологиче ское оборудование, а не дали. На вскрыше и сегодня работают экскаваторы ЭКГ-8, а должны уже давно работать ЭКГ-12,5. «Как же тогда нам выполнять возрастаю щие планы? — спрашивали иршабородинцы и продолжали высказывать.—Нельзя упи рать вопрос только в неравномерное посту пление техники. Беда в том, что мы, получив технику, не всегда можем ее использовать эффективно. Поступила машина ВПО-ЗООО, предназначенная для быстрой выправки же лезнодорожных путей в разрезе. В первый год мы могли с ее помощью выправить по чти сто километров путей, во второй же год —только тридцать километров Потому что машина потребовала ремонта, а для этого' у нас нет базы. Пришлось обращаться за помощью в Министерство путей сообще ния, а там ответили, что могут выполнить наш заказ только зимой. Таким образом, в самое напряженное летнее время путевыпра- вочная машина простаивала, а рядом в карьере по два-три раза в неделю сходили с путей груженые составы». — У моего соседа забарахлили «Жигу ли»,—для аналогии рассказывает Михаил Леонидович,—Сосед не полез сам в мотор, а отвез машину в пункт технического обслужи вания. Что, «Жигули» сложнее нашего рабочего технологического оборудования? Так почему же тогда нас ориентируют да же ремонт роторного комплекса произво дить без всяких специализированных пунк тов, своими силами? Да что там «Жигули»! Сейчас вон утюги обыкновенные и то фирма какая-то ремонтирует, а не самодеятель ность. Количество сложной техники у нас возрастет в десять раз. Повторяю: сложной техники. Тогда как будем выходить из положения без фирменного обслуживания? Коллективы объединений Уралмаш и Красноярскуголь приняли совместные со циалистические обязательства по эффектив ной эксплуатации стокубового вскрышного экскаватора на Назаровском разрезе. Урал- машевцы осуществляют авторский надзор за техникой, а назаровцы грамотно эксплу атируют. Это уже первый шаг на подходе к системе фирменного обслуживания. Под Красноярском скоро вступит в строй завод тяжелых экскаваторов. Вот он и мо жет стать главной базой фирменного обслу живания уникальной угольной техники. «Горные богатства Сибири представляются необъятными, и мы даже в лучшем случае, при большом успехе, в несколько лет не могли бы разработать одной сотой их доли. Они находятся в таких условиях, где тре буется оборудование лучшими машинами»,— говорил Владимир Ильич Ленин на VIII Всесоюзном съезде Советов. И еще Влади мир Ильич писал в статье «Очередные зада чи Советской власти»: «Разработка этих естественных богатств приемами новейшей техники дает основу невиданного прогрес са производительных сил». Где тебе лучше? В дальний западный забой ехали мы в тепловозе с машинистом Батуевым Алексан дром Михайловичем, очень симпатичным че ловеком, обладавшим чувством достоинства и такта. Взгляд мягкий, доверительный, и в то же время в глубине зрачков время от времени вспыхивает острая, почти колючая искорка. Рос без отца, погибшего под Сталинградом. В семье было пятеро ребяти шек. Однажды мать, разнорабочая на путях, взяла сына-подростка с собой на смену и сказала бригадиру. «Запиши-ка парня в мое звено». И выдали Александру лопату и лом. Этот же инструмент у него оставался и тогда, когда его перевели кочегаром на паровоз. Теперь Александр Михайлович один из са мых добросовестных тепловозных машини стов Назаровского разреза. Жена работает компрессорщицей. Трое детей. Их он соби рается скоро привести на участок и сказать бригадиру: «Запиши-ка вот...» 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2