Сибирские огни, 1982, № 5

Сент-Экзюпери и других писателей. С большим интересом алтайские чи­ татели познакомились с произведениями монгольских поэтов. Сегодня' В стране идет уникальный процесс развития многонациона­ льной литературы и искусства, никогда и нигде ранее не имевший места. У каждой из наших культур своя почва, свои корни. В то же время они составляют едйную картину: к краске добавляется краска, к цвету — цвет. Взаимовлияние и взаимообогащение культур огромно, оно спо­ собствует прогрессу всей культуры советского народа. По своему глубо­ кому' содержанию, мобилизующему духу оно перекликается с мыслью В. И. Ленина О' том, что к коммунизму мы придем только через расцвет своих культур. За годы Советской власти расцвела и алтайская литература. Имен­ но в общем потоке движения всей нашей многонациональной советской литературы она могла так быстро вырасти и получить широкое призна­ ние. В этом своем росте она всегда была тесно связана с жизнью трудя­ щегося народа, с его нуждами и потребностями, освещала его героиче­ ские свершения во имя построения светлой и счастливой жизни. Зарождение алтайской профессиональной литературы связано с именем писателя Михаила Васильевича Чевалкова (1817—1901 гг.), который внёс немалый вклад в становление и развитие национальной культуры. Но; если алтайская литература в дореволюционный период исчерпывается произведениями в основном одного лишь этого писателя, то с первых годов Советской власти раскрылся талант народа, произо­ шел как бы прилив творческой энергии. Необходимость осмысления и утверждения завоеваний Великого Октября, потребность в создании но­ вой, социалистической культуры, вызываемая коренным переломом в со­ циально-экономической жизни, с самого начала определили дух и пафос алтайской литературы. В литературу пришли молодые люди, полные энтузиазма и вдохно­ вения. В их творчестве отражались дух обновляющей жизни, события гражданской войны, жестокая борьба е эксплуататорами. В это время появляются такие произведения, как «Мудрый батыр», «Кара-Корум», «Три песни» П. А. Чагат-Строева, «Прежде и теперь», «Невестка», «Ка­ лым» М. В. Мундуе-Эдокова, которые прочно вошли в фонд алтайской лцтературы. Именно с творчеством П. А. Чагат-Строева, М. В. Мундус- Эдокова, П. В. Кучияка связано зарождение алтайской советской лите­ ратуры. Развитие художественной литературы в Горном Алтае —результат постоянной заботы партии и правительства о росте советской литерату­ ры во всех республиках и областях нашей страны. Особая роль принад­ лежит партийным органам, рабочему классу, крестьянам, творческой ин­ теллигенции РСФСР, Сибири, Алтайского края. Вопросы развития алтайской литературы были поставлены на по­ вестку дня сразу же после образования Горно-Алтайской автономной области, на первой же областной партийной конференции (февраль 1923 г.). В резолюции этой конференции по докладу отдела народного образования указывается на необходимость обеспечения местного насе­ ления «хорошей книгой на родном языке». Подобное же постановление принимает и второй областной съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (декабрь 1923 г.). По решению обкома пар­ тии и облисполкома в начале 20-х годов были созданы литературные организации —областная литературная коллегия и переводческая комис­ сия. Выход в свет газет на родном языке, открытие книжного издатель­ ства, составление школьных учебников и хрестоматий и, наконец, осу­ ществление всеобуча —все это в совокупности сыграло исключительную роль в установлении норм алтайской советской литературы. Еще более значительные перемены произошли в области в тридца­ тые годы. Завершилось «великое кочевье» алтайцев к новой жизни. Ко­ чевники стали оседлыми. В эти годы Горный Алтай постоянно посеща­ ют журналисты, писатели, как советские, так И представители зарубеж­ ных стран. И они воочию видели, какие грандиозные перемены произош­ 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2