Сибирские огни, 1982, № 5
Сент-Экзюпери и других писателей. С большим интересом алтайские чи татели познакомились с произведениями монгольских поэтов. Сегодня' В стране идет уникальный процесс развития многонациона льной литературы и искусства, никогда и нигде ранее не имевший места. У каждой из наших культур своя почва, свои корни. В то же время они составляют едйную картину: к краске добавляется краска, к цвету — цвет. Взаимовлияние и взаимообогащение культур огромно, оно спо собствует прогрессу всей культуры советского народа. По своему глубо кому' содержанию, мобилизующему духу оно перекликается с мыслью В. И. Ленина О' том, что к коммунизму мы придем только через расцвет своих культур. За годы Советской власти расцвела и алтайская литература. Имен но в общем потоке движения всей нашей многонациональной советской литературы она могла так быстро вырасти и получить широкое призна ние. В этом своем росте она всегда была тесно связана с жизнью трудя щегося народа, с его нуждами и потребностями, освещала его героиче ские свершения во имя построения светлой и счастливой жизни. Зарождение алтайской профессиональной литературы связано с именем писателя Михаила Васильевича Чевалкова (1817—1901 гг.), который внёс немалый вклад в становление и развитие национальной культуры. Но; если алтайская литература в дореволюционный период исчерпывается произведениями в основном одного лишь этого писателя, то с первых годов Советской власти раскрылся талант народа, произо шел как бы прилив творческой энергии. Необходимость осмысления и утверждения завоеваний Великого Октября, потребность в создании но вой, социалистической культуры, вызываемая коренным переломом в со циально-экономической жизни, с самого начала определили дух и пафос алтайской литературы. В литературу пришли молодые люди, полные энтузиазма и вдохно вения. В их творчестве отражались дух обновляющей жизни, события гражданской войны, жестокая борьба е эксплуататорами. В это время появляются такие произведения, как «Мудрый батыр», «Кара-Корум», «Три песни» П. А. Чагат-Строева, «Прежде и теперь», «Невестка», «Ка лым» М. В. Мундуе-Эдокова, которые прочно вошли в фонд алтайской лцтературы. Именно с творчеством П. А. Чагат-Строева, М. В. Мундус- Эдокова, П. В. Кучияка связано зарождение алтайской советской лите ратуры. Развитие художественной литературы в Горном Алтае —результат постоянной заботы партии и правительства о росте советской литерату ры во всех республиках и областях нашей страны. Особая роль принад лежит партийным органам, рабочему классу, крестьянам, творческой ин теллигенции РСФСР, Сибири, Алтайского края. Вопросы развития алтайской литературы были поставлены на по вестку дня сразу же после образования Горно-Алтайской автономной области, на первой же областной партийной конференции (февраль 1923 г.). В резолюции этой конференции по докладу отдела народного образования указывается на необходимость обеспечения местного насе ления «хорошей книгой на родном языке». Подобное же постановление принимает и второй областной съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (декабрь 1923 г.). По решению обкома пар тии и облисполкома в начале 20-х годов были созданы литературные организации —областная литературная коллегия и переводческая комис сия. Выход в свет газет на родном языке, открытие книжного издатель ства, составление школьных учебников и хрестоматий и, наконец, осу ществление всеобуча —все это в совокупности сыграло исключительную роль в установлении норм алтайской советской литературы. Еще более значительные перемены произошли в области в тридца тые годы. Завершилось «великое кочевье» алтайцев к новой жизни. Ко чевники стали оседлыми. В эти годы Горный Алтай постоянно посеща ют журналисты, писатели, как советские, так И представители зарубеж ных стран. И они воочию видели, какие грандиозные перемены произош 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2