Сибирские огни, 1982, № 5

чтобы стальные шипы стерлись? Дядя сказал, что в прошлом году их отковал... На другой день показал он Тукпашу на отвесную скалу. — Смотри, племянник. Лучше нашу работу поймешь. Видишь, там, наверху, чернеет? Что это, по-твоему? Козы. Их там пятнадцать голов. В середине ноября забрались туда. Сейчас январь. Поднималось девя­ носто шесть коз. Понемножку выбрались. Осталось всего пятнадцать. Самых слабых. Один проход там только есть, а возле него черный ка­ мень, метра три высотой. Если коза на камень вскочит,—считай, что на воле. Не допрыгнет —назад уходит... Из этих пятнадцати, может, пять или шесть выберутся. Остальным там пропадать. К весне все обглодают, кожа да кости останутся, если выживут. Могут их на мою шею повесить. Скажут: «Не знал, что ли, про эту скалу? Зачем пустил коз?» Вроде правильно: зачем? Да коза и есть коза —ее не остановишь, не догонишь. Когда помоложе был, забирался на эту скалу, выводил, а теперь сердце не пускает. Глянешь оттуда —голова кружится. Единственная тропа! Ме­ сто одно —шагов десять, не больше,—самое опасное. За.камень цепля­ ется только один зуб подковы, остальные —в воздухе. Прижмешься к скале, щупаешь, щупаешь рукой гладкий камень, цепляешься за выщер­ бинки, выбоинки. Ни верха, ни низа не видать. Поскользнешься —костей не собрать.-. А что делать? Лезешь. Коз выручать надо. Эта тропа сейчас в снегу. И сила была бы,—не пробраться. Попросить кого на помощь тоже боязно. Вдруг случится что... Молодежь, правда, сейчас отчаян­ ная, ни бога, ни черта не боится. Но лучше не рисковать. Чем такой беде приключиться, я лучше из своего кармана за коз заплачу. Вокруг —горы, насквозь протыкающие небо. Их вершины —копья, стрелы, ракеты. Теснятся, давят друг на друга неприступные скалы, россыпи ползучих камней, готовые рухнуть. Заглядывают в пиалу сидя­ щего в аиле через дымоход островерхие белки. Поднимешь голову, что­ бы взглянуть на сверкающие вершины,—опрокинешься. Едешь в авто­ бусе—из окна лишь грудь великанов видна. Среди этих теснящихся круч ровного места —с ладонь, не больше. И на этой ладошке стоянка — дом, аил, загон для скота. По воду ездят за полтора километра на реку Чуя. У дяди Тукпаша два коня. Навесят на одного через седло две фля­ ги и, не снимая, наполняют водой. Как-то Тукпаш увидел в газете «Алтайдын чолмоны» фотоснимок: чабан приторочил к седлу здоровенные куски льда. Удивился. Оказыва­ ется, обычное дело в этих местах: некогда ездить по воду, поэтому бе­ рут снег или лед. Сенокос—на верхотуре. Там и стога оставляют. Спускать сено трудно. Коровы по утрам сами поднимаются к стогам. Дядя Тукпаша там их и кормит. На лошади не проехать, только пешком можно пройти. Не чабаны —альпинисты! Если дальше поехать —самый высокогорный район будет. Кош-Аг- ач. Живут и там скотоводством, но жизнь совсем другая. Ни одно дерев­ це глаз не порадует. Строить не из чего, дров не знают—кизяком-арга­ лом топят. Дорога все выше, выше лезет, а кругом степь, словно море, широкая. Лестницей в небо карабкаются скалы. От подножья до верши­ ны день пути. На вершинах вековые, нетающие ледники. Срываются вниз, грохочут лавины. Чабанские стоянки в этой открытой всем ветрам степи держатся ближе к воде. Машинам к чабанам не подняться, не про­ ехать. Сами стоянки —небольшая избушка, аил из кошмы, небольшой загон. Кучи кизяка, будто курганы. Зимой лютые морозы, ветер галькой играет, все выровнял, выгладил на своем пути. На пастбище камни, пе­ сок, колючка да редкая осока. Чем скоту кормиться? А он сытый, упи­ танный. И люди богато, красиво живут. Трудом живут. ...Возле отары Тукпаш увидел высокого тонкого парня в замызган­ ном комбинезоне —сына соседа Байдуша. Узкое лицо его обветрено, руки в ссадинах и въевшемся машинном масле. Пахнет от парня соляр­ кой. — Ты как сюда, Мишка, попал? 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2