Сибирские огни, 1982, № 5

свитерок, старшенькой моей — зеленый платок, среднему — ружьецо, сосуночку моему — сосочка...» Все девять окружили Шаты, ждут. Вот папаша развязал мешок, а там длиннющий полуразодранный сапог с брезентовым голенищем — по кедрам лазить. Один сапог, набитый осо­ кой — ноги заместо портянок обматывать. Что там еще было, Шаты? Мешки для орехов, да? Сколько? — Не все равно? — буркнул Шаты.—Лишних не было. Ничего ин­ тересного в вашем рассказе. Вот как вы, брат, артистом были,—дейст­ вительно, занятно. Может, заодно расскажете? — Только тебе и интересно. Тебя никто не нанимал людей забав­ лять. И так, сидя с тобой, не заметил, как овцы ушли.—Дед Мыйыксу тяжело поднялся, сел на коня, затрусил по логу. — Видите, сбежал мой браті — торжествовал Шаты.—А знаете, как он артиетом-то был?.. Ну, как-нибудь после расскажу. Тоже засиделся. Пока почту не закрыли, ехать надо, сыну в город перевод послать. Хле­ ба надо привезти, то да се... С Мыйыксу лучше не встречаться — ничего доброго не будет: всегда куда-то опоздаешь, от чего-то отстанешь, тыся­ чи дел несделанных останутся... Будьте здоровы, ребята! — Давайте и мы встанем,—Калап направился к пегой лошадке, привязанной к сосне- Каурого у него забрали. По случаю окончания ве­ сенних работ праздник-байрам будет. А какой праздник без скачек? Ку- ла-Ат на байге может лучшим скакуном оказаться, вот и взяли его го­ товить к состязаниям.—Вы идите по подножью горы,—сказал он Тук- пашу,—а я Верхний перевал объеду. ...Тукпаш направился к каменистому повороту, за которым паслась отара. «Одна забава и есть у чабанов —поддеть друг друга, припомнить всякие смешные случаи. Как Шаты с Мыйыксу. Чем еще развлекаться им? Особенно долгими зимними вечерами. Загонят овец, а потом чем за­ няться? Соседние чабаны изредка наведаются, поговорят, побалагурят вот так же, в карты перебросятся... А это —как дед Мыйыксу «арти­ стом» был,—забавно...» Тукпаш хорошо помнит, что это за история. Года три назад приеха­ ли из Москвы снимать документальный фильм о Горном Алтае. Колхоз­ ное начальство привезло киношников на стоянку Мыйыксу. Все из кожи лезли, исполняя любые желания гостей. А те все придумывают, что бы еще снять- Вот выбрали они самого большого барана и попросили, что­ бы его столкнули со скалы. Даже и не со скалы, а с островерхого камня, который торчал на холме недалеко от юрты. Сколько ни бились, никак не могли барана спихнуть: любая тварь жить хочет! На помощь дирек­ тор картины пришел. Толкали-толкалл барана,—упал он. А камера тре­ щит, снимает. Шлепнулся, баран на землю, с трудом поднялся, головой мотает, изо рта и ушей кровь идет. Мыйыксу велели «первую помощь» оказать —забинтовать башку барану. И это сняли на пленку. Когда после картину люди смотрели,— плевались. Разве так бывает? — говорили. Никто никогда не видел, чтобы овца со скалы свалилась. Тукпаш про этот случай сам не раз рассказывал, когда при­ езжали из кинохроники или с телевидения. Хоть бы кто понял, какая это глупость. Наоборот — завидовали тем, московским: . «Вот это кадр!» " Крутых гор и острых скал на Алтае не счесть. Не то что овцам — козлам сверзиться пара пустяков. Такие места попадаются, что змее не проползти. Но овцы-то туда не забираются! В позапрошлом году Тукпаш ездил к дяде, который высоко в горах живет. Впервые увидел у него подковы, в которых чабаны пасут овец и коз. Похожие на стремена железяки с четырьмя острыми зубьями привя­ зывают к сапогам. Возле юрты лежали три такие подковы. У двух зубья совершенно истерлись. Сколько же надо было ходить-лазить по горам,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2