Сибирские огни, 1982, № 5
возле домов штакетником, воткнут черенки, поливают их утром и вече ром. Примутся саженцы, зазеленеют, трава вокруг них выпрет. А осенью, когда пастбища возле Корболу стравит скот, глядишь —то один, то дру гой завел в палисадник телят. Сначала на привязи держит, а после... И не остается в палисадниках ни прутика, ни травинки. Следующей весной начинается все сначала. Огороды здесь маленькие. Растет в них только картошка да мелочь морозостойкая —лук, морковь, репа... Приезжие удивляются: как тут лю ди живут? Хорошо живут. Дома крепкие, новые, построены основательно, надолго. За домами —бесчисленные сараи, скотные дворы, птичники, га ражи, бани. Посреди села даже двухэтажные здания —школа, Дом культуры, контора колхозная. Издали посмотреть: здания эти, как ча баны верхом на конях, а дома вокруг — отара, которую они пасут. Село и вправду разрослось, растянулось. Хочешь верь, хочешь не верь, а другой раз и не скажешь, что за человека повстречал. И это в селе. Молодежи в селе много. Ежегодно шестьдесят-семьдесят ребят сред нюю школу кончают. Тридцать-сорок в армию уходят, столько же демо билизованных. Сколько-то учиться поступают —в институты, в технику мы. Остальные в колхозе работают. С дипломами, конечно, не все воз вращаются: где разным специалистам —инженерам, химикам-физикам — в деревне работать? По осени каждую субботу-воскресенье по три-четы ре свадьбы. Меньше нельзя —молодым успевать надо жениться. Село ра сти хочет, хорошеть собирается, к жизни идет. Свадьбы —это новые семьи. Новые семьи —новые дети... Утром и вечером улицы села заполняют машины и тракторы —ушам от грохота больно, земля дрожит, за пылью домов не видать. Техники все прибавляется и прибавляется. Та, что имеется, уже не справляется со всеми работами. Только вспахали поле — сеять надо, зеленку косить, а там и уборка подошла. Корма возить, лес возить... Никак без техники нельзя. Покосы далеко, за лесом-дровами тоже не ближний путь. Поле вые дороги хорошие, так что с техникой и расстояния не помеха. Что надо довезти —довезет, привезти —привезет. В газетах пишут о селе, по радио говорят: тут, мол, поставлена на высоком уровне агитационно-массовая работа, созданы условия для тру да и отдыха молодежи, и потому молодежь охотно остается. Правильно пишут и говорят. Все так. Но главную причину не показывают. Алтайцы тут живут. А куда поедет алтаец? Тут его родина, его земля, язык, люди, товарищи его. Оторвись от всего этого, и жизнь потеряет смысл. Что по лучится? Получится, что человек уехал, лишь бы живот себе набить. Ро дина большая, везде люди нужны, нигде человек не пропадет. Но тут—• место, где ты вырос. Плохо ли, хорошо —тут все твое. Весь смысл жизни, древняя философия —детей растить, скот множить. Не это ли главное? , ...Село, как ни велико оно, кончилось. Тукпаш шагал все так же ши роко, быстро. Как хорошо выйти на край села! Какой простор открывается! Здесь любят играть ребятишки. Сюда вечерами приходит молодежь —поет и пляшет до полуночи. Отсюда можно полюбоваться тем, что сделано ру ками человеческими, что составляет основу жизни людей. Чего тут толь ко не понастроено! Мастерские для ремонта тракторов и машин, гара жи, кузница, зерноток, амбары, склады для зерна, удобрений и инвента ря, пилорама, коровники, конюшни, навесы для стрижки овец, сверкаю щие цистерны с горючим... Всего и не перечислить. Хозяйственные пост ройки обнесены высокими тесовыми заборами. В стороне кладбище, вечный дом сельчан, честно потрудившихся ради тех, кто продолжает их дело. Еще дальше — свалка... Не стоило бы даже поминать. Не было ее раньше. Но столько стало вещей у людей, столько лишнего! Макулату ру в селе не собирают, хлам девать некуда. Вот и растут вороха этой дряни... 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2