Сибирские огни, 1982, № 5

бирая дороги. Поводья хоть тяни не тяни —без толку. Долго ли коню оступиться? А вчера наступил на сук, тот разломился с треском, так у Гнедого и ноги подломились, и сам весь обмяк с перепугу, даже на бок завалился. Хорошо, что в мох угодил —мог бы Тукпашу ногу при­ давить. Как только Сакылта ездит на нем, возит воду и сено? Если Кер-Ат в упряжке, только и гляди на дорогу и по обочинам: нет ли чего, что мо­ жет его напугать. А сядешь верхом —не своди глаз с ушей Гнедого и будь в постоянной готовности удержаться в седле, если он прянет в сто­ рону. С норовом, с характером конь. Седлаешь его—ни за что не даст затянуть подпругу. Хотел как-то Тукпаш переупрямить его, так Кер-Ат зубами за плечо хватанул. Ладно, телогрейка была надета —и сейчас клок белой ваты из нее торчит. — Сменил бы я ГнедОго,—говорил Калап,—да в колхозе тягловых коней и так не хватает. И потом жалко его. Он не уросливый. А силы в нем! Вот нагружу на телегу в складе тонну соли или отрубей —в лю­ бую грязь довезу до стоянки. Телега, громыхая и треща на кочках и кротовинах, медленно та­ щится вниз: «култ-калт, калт-култ...» За ней тянется черный извили­ стый след, который тут же заносит снегом. Снег налипает то на одно, то і*а другое колесо, они пз круглых превращаются в эллипсообразные, с зазубринами, телега от этого кренится, резко бьется —- трах! —то в од­ ну, то в другую сторону. Сегодня это пятый рейс Тукпаша по маршруту «стоянка —отара, отара —стоянка». Он уже перевез восемь овечек и одиннадцать ягнят, Калап наверху с отарой, следит, чтобы не удрала в горы, а Тукпаш под­ бирает и отвозит приплод. «Чабаны-чабаны...—размышляет Тукпаш.—Какие они нужные в жизни люди! В жизни, для жизни... Как написать об этом? Как пока­ зать это? Необходимые люди. Великие труженики. а Ведь их ра­ бота... Хотя бы сегодня... Во сколько раз масса отары превосходит соб­ ственный вес чабана, а во сколько раз больше его эти горы? В сравне­ нии с этой снеговой тучей чабан —молекула, атом! А он не сдается, дух его крепок. Это они, чабаны, кормят и одевают весь мир. Человечество, конечно, питается и растительной пищей, но без мяса прожить не смо­ жет. Особенно на холодном севере, среди гор или в песках пустыни. Да есть ли на земле места, где бы не держали скот? Нет такого места! Зна­ чит, всюду есть такие работящие люди, которые выращивают живот­ ных, люди с ласковыми, добрыми .сердцами. В Горном Алтае вряд ли кто не связан так или иначе со скотом. Алтай —пастух, чабан всей стра­ ны. Все работают, чтобы множился скот. Даже те, кто и в глаза не видел ни овечки, ни коровы, кто сидит-корпит над бумагами. И они живут и работают ради скота! Начиная с первого секретаря и кончая вахтером на какой-нибудь базе... Чабан! Пасет он восемьсот-девятьсот овечек. Весной, с приплодом, отара достигает полутора тысяч голов. И управляются с ними двое, в лучшем случае трое. Если одна овечка стоит примерно сорок-шестьде­ сят рублей, сколько же вся отара? И сколько дохода дают народу эти два-три человека? И мясо, и шерсть, и овчину, и приплод... Бьется, старается чабан, чтобы овцы были сыты, справны, чтобы давали они больше мяса, шерсти, овчины, приплода. Только в справной отаре не будет падежа. И весь год в постоянном напряжении чабан. Легко ли выдержать такое? Выдерживает только мужчина из мужчин, моло­ дец из молодцов. А сколько всяких напастей против овечек и, значит, против него, чабана? Не перечесть! Чуть не так поступил, недоглядел, упустил, не придал значения, и начнется повальный мор. Все, все против овец: ’мо- розы, бураны, глубокие снега. Чего стоила прошедшая зима! Дождь, град, молния —тоже против овец. Ранняя зима —плохо. Затяжная, не­ здоровая весна —еще хуже. Засушливое лето, куйгек —совсем худо. Птицы, звери, воры—все против овец. А каких только болезней у них 51 4»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2