Сибирские огни, 1982, № 5
В заключении монографии говорится: «Эпос нового времени —роман —жанр, обладающий неограниченными возможно стями. Он позволяет исследовать' и худо жественно отобразить сложное и богатое героикой время во всем его многообразии и многоцветий. Свидетельством этому могут служить лучшие повести и романы самых молодых литератур Советского Сою за». Можно сказать, что монография Р. А. Палкиной, вышедшая в Алтайском книж ном издательстве, служит двум большим целям: литературоведческой — анализу проблемы романа в младописьменной литературе и -г- прекрасной цели еще боль шего культурного сближения народов Си бири. Хочется надеяться, что это исследо вание вызовет законный интерес у лите ратурных критиков, литературоведов, язы коведов и у широкого круга читателей. МАРИЯ БУШУЕВА В. С. Кузнецов. Амур сана. Новосибирск, «Наука», 1980. Сразу, буквально с первых строк, созда ет эта книга живое ощущение далекого времени, Ты, читающий, остро восприни маешь его напряженную, грозовую атмос феру. «Что-то необычное происходило под осень 1745 года в окрестных горо дах, в отрогах Богдо-Хоро. Архары, что с конца лета уходили со скудных травостоя ми склонов в горные выси, где вдоволь было корма, почему-то изменили своему многолетнему обычаю. Целыми 'стадами они покидали обжитые места... Тревожно переговаривались люди в ойратских улу сах: «К чему бы все это?» —Знать, не к добру»,—удрученно качали головами ста рики... Какие еще беды могли ждать лю дей «дэрбэн-ойрат»? Их они уже и так хлебнули полной чашей». Действительно, хлебнули. Пекинские правители Поднебесной вели непрестанные военные действия, стремясь к захватам джунгарских земель, к порабощению ой- ратов. Совершая набеги, разоряли джун гарские улусы и конники казахских сул танов. А в самой Джунгарии, истощенной, обескровленной, царил разор. То и дело вспыхивали междоусобицы — жестокая вражда разделяла князей Этим ловко поль зовались китайцы, проникая в Илийский край. Но совсем худо стало народу «дэрбэн- ойрат», когда скончался хунтайджи Галдан- Цэрэн. За престол хунтайджи —правителя Джунгарского ханства —развернулась между князьями кровавая борьба. Одни князья искали поддержки у казахских султанов, другие, льстиво выражая верно подданнические чувства пекинскому бог дыхану, стремились заполучить от. него желанный титул хунтайджи —правителя ханства. И в Джунгарии стали хозяйничать китайские военачальники. У правителей, восседавших в Пекине, извечным было стремление разорять соседние земли, по рабощать народы, их населяющие. Попали в жестокую китайскую кабалу и ойраты. И богдыхан, и китайские наместники не щадно расправлялись с теми, кто пытался вести с ними борьбу за освобождение ро дины. Р этот тяжелейший для, Джунгарии пе риод и появился Амурсана, человек выда ющихся способностей, которому выпало стать непримиримым борцом с китайскими экспансионистами за освобождение своей родины Джунгарии от пекинского ига. А оно было страшным. Китайские правите ли, по своему обыкновению проводя че ловеконенавистническую политику геноци да, осуществляли уничтожение целого народа. Захватив джунгарские земли, китайцы превратили ойратов в самых на стоящих рабов. Они физически истребляли народности Джунгарии. Как все это свер шалось, впечатляюще показано' в книге «Амурсана». Автор ее, опираясь на колос сальный по объему исторический материал, используя богатые литературные источни ки и архивные документы, сумел воссоз дать в повествовании яркую по колориту, подробностям и деталям картину времени. Живым, действующим предстает перед нами Амурсана, как незаурядная личность, как крупный политический деятель и вое начальник, ставший знаменем борьбы на родов Джунгарии против .китайских поработителей. Нет, автор не идеализирует своего героя, по праву снискавшего неумирающую сла ву национального героя. Он показывает Амурсану во всей сложности и противоре чивости его натуры. Двадцатилетний Амур сана, не имевший вполне титулованного про исхождения, удовлетворяя личные амбиции, вступил в жесточайшую борьбу за престол хунтайджи. Он проявлял в этой кровавой, смертельной борьбе и хитрость, и ковар ство, и лицемерие. Многие действия и по ступки, рассматриваемые сегодня, пора жают противоречивостью. Случалось, он с легкостью необыкновенной менял симпа тии, не проявлял твердости или, наоборот, был крайне жестоким. Оказывался Амурса на и вероломным. Его некоторые поступки и действия явно шли вразрез с интереса ми народа. Все это, еще раз подчеркнул, как и следует быть, не затушевывается в повествовании. Однако Амурсана, ставший героем легенд и . преданий, представлен именно таким, каким виделся своему на роду —борцом за освобождение от китай ских поработителей, за независимость. Представлен в главной сущности своей: борцом за высшие чаяния народа Джун гарии. Жизнь его, бурная и нелегкая, оказа лась недолгой. В тяжелейшей обстановке, не раз предаваемый, преследуемый войска ми богдыхана, Амурсана нашел спасе ние в русских пределах. Ему была предо ставлена возможность поселиться под То больском, Жил он уединенно. Иногда, скрывая черной повязкой половину своего лица, дабы не могли его опознать, по являлся Амурсана в торговых рядах, встречал соплеменников. В. С. Кузнецов дает психологически верно мотивирован ное объяснение тем смешанным чувствам, которые, несомненно, владели Амурсаной при встрече с людьми из Джунгарии. «С одной стороны, он радовался, что не один на чужбине. С другой —сомневался, во всем ли он поступал так, чтобы призна вали его ойраты за самого достойного, чтобы идти за ним всем без оглядки? Как ни горько было -сознавать, а выходило, •175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2