Сибирские огни, 1982, № 5

В заключении монографии говорится: «Эпос нового времени —роман —жанр, обладающий неограниченными возможно­ стями. Он позволяет исследовать' и худо­ жественно отобразить сложное и богатое героикой время во всем его многообразии и многоцветий. Свидетельством этому могут служить лучшие повести и романы самых молодых литератур Советского Сою­ за». Можно сказать, что монография Р. А. Палкиной, вышедшая в Алтайском книж­ ном издательстве, служит двум большим целям: литературоведческой — анализу проблемы романа в младописьменной литературе и -г- прекрасной цели еще боль­ шего культурного сближения народов Си­ бири. Хочется надеяться, что это исследо­ вание вызовет законный интерес у лите­ ратурных критиков, литературоведов, язы­ коведов и у широкого круга читателей. МАРИЯ БУШУЕВА В. С. Кузнецов. Амур сана. Новосибирск, «Наука», 1980. Сразу, буквально с первых строк, созда­ ет эта книга живое ощущение далекого времени, Ты, читающий, остро восприни­ маешь его напряженную, грозовую атмос­ феру. «Что-то необычное происходило под осень 1745 года в окрестных горо­ дах, в отрогах Богдо-Хоро. Архары, что с конца лета уходили со скудных травостоя­ ми склонов в горные выси, где вдоволь было корма, почему-то изменили своему многолетнему обычаю. Целыми 'стадами они покидали обжитые места... Тревожно переговаривались люди в ойратских улу­ сах: «К чему бы все это?» —Знать, не к добру»,—удрученно качали головами ста­ рики... Какие еще беды могли ждать лю­ дей «дэрбэн-ойрат»? Их они уже и так хлебнули полной чашей». Действительно, хлебнули. Пекинские правители Поднебесной вели непрестанные военные действия, стремясь к захватам джунгарских земель, к порабощению ой- ратов. Совершая набеги, разоряли джун­ гарские улусы и конники казахских сул­ танов. А в самой Джунгарии, истощенной, обескровленной, царил разор. То и дело вспыхивали междоусобицы — жестокая вражда разделяла князей Этим ловко поль­ зовались китайцы, проникая в Илийский край. Но совсем худо стало народу «дэрбэн- ойрат», когда скончался хунтайджи Галдан- Цэрэн. За престол хунтайджи —правителя Джунгарского ханства —развернулась между князьями кровавая борьба. Одни князья искали поддержки у казахских султанов, другие, льстиво выражая верно­ подданнические чувства пекинскому бог­ дыхану, стремились заполучить от. него желанный титул хунтайджи —правителя ханства. И в Джунгарии стали хозяйничать китайские военачальники. У правителей, восседавших в Пекине, извечным было стремление разорять соседние земли, по­ рабощать народы, их населяющие. Попали в жестокую китайскую кабалу и ойраты. И богдыхан, и китайские наместники не­ щадно расправлялись с теми, кто пытался вести с ними борьбу за освобождение ро­ дины. Р этот тяжелейший для, Джунгарии пе­ риод и появился Амурсана, человек выда­ ющихся способностей, которому выпало стать непримиримым борцом с китайскими экспансионистами за освобождение своей родины Джунгарии от пекинского ига. А оно было страшным. Китайские правите­ ли, по своему обыкновению проводя че­ ловеконенавистническую политику геноци­ да, осуществляли уничтожение целого народа. Захватив джунгарские земли, китайцы превратили ойратов в самых на­ стоящих рабов. Они физически истребляли народности Джунгарии. Как все это свер­ шалось, впечатляюще показано' в книге «Амурсана». Автор ее, опираясь на колос­ сальный по объему исторический материал, используя богатые литературные источни­ ки и архивные документы, сумел воссоз­ дать в повествовании яркую по колориту, подробностям и деталям картину времени. Живым, действующим предстает перед нами Амурсана, как незаурядная личность, как крупный политический деятель и вое­ начальник, ставший знаменем борьбы на­ родов Джунгарии против .китайских поработителей. Нет, автор не идеализирует своего героя, по праву снискавшего неумирающую сла­ ву национального героя. Он показывает Амурсану во всей сложности и противоре­ чивости его натуры. Двадцатилетний Амур­ сана, не имевший вполне титулованного про­ исхождения, удовлетворяя личные амбиции, вступил в жесточайшую борьбу за престол хунтайджи. Он проявлял в этой кровавой, смертельной борьбе и хитрость, и ковар­ ство, и лицемерие. Многие действия и по­ ступки, рассматриваемые сегодня, пора­ жают противоречивостью. Случалось, он с легкостью необыкновенной менял симпа­ тии, не проявлял твердости или, наоборот, был крайне жестоким. Оказывался Амурса­ на и вероломным. Его некоторые поступки и действия явно шли вразрез с интереса­ ми народа. Все это, еще раз подчеркнул, как и следует быть, не затушевывается в повествовании. Однако Амурсана, ставший героем легенд и . преданий, представлен именно таким, каким виделся своему на­ роду —борцом за освобождение от китай­ ских поработителей, за независимость. Представлен в главной сущности своей: борцом за высшие чаяния народа Джун­ гарии. Жизнь его, бурная и нелегкая, оказа­ лась недолгой. В тяжелейшей обстановке, не раз предаваемый, преследуемый войска­ ми богдыхана, Амурсана нашел спасе­ ние в русских пределах. Ему была предо­ ставлена возможность поселиться под То­ больском, Жил он уединенно. Иногда, скрывая черной повязкой половину своего лица, дабы не могли его опознать, по­ являлся Амурсана в торговых рядах, встречал соплеменников. В. С. Кузнецов дает психологически верно мотивирован­ ное объяснение тем смешанным чувствам, которые, несомненно, владели Амурсаной при встрече с людьми из Джунгарии. «С одной стороны, он радовался, что не один на чужбине. С другой —сомневался, во всем ли он поступал так, чтобы призна­ вали его ойраты за самого достойного, чтобы идти за ним всем без оглядки? Как ни горько было -сознавать, а выходило, •175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2