Сибирские огни, 1982, № 5
редких случаев, ослепляющих взлетов ду ха — существует обыкновенная жизнь, буд ничный быт. Документальные повести Квина «Три жизни Николая Струкова» и «Горький дым костров» помогают ответить на этот вопрос. В этих повестях автор опирается на факти ческую основу, сохранив без изменения да же имена большинства героев. Чем же привлекли писателя люди, о кото рых он решил рассказать? Повесть «Три жизни Николая Струкова» уже самим на званием нацеливает на необычное. Лев Квин не обманывает ожиданий читателя: «...хоть и редко, но встречаются люди с биографией, настолько насыщенной события ми, с такими резкими поворотами судьбы, что кажется, не может их вместить одна- единственная человеческая жизнь. Для этого нужно прожить« дважды или даже трижды. К таким удивительным людям и принадле жит герой этой книги, Николай ТеренГьевич Струков». Лев Квин менее всего хочет поразить чи тателя событиями, в самом деле исключи тельными. Ему гораздо важнее завоевать доверие читателя, и он ценит точность дета лей, последовательность и обстоятельность повествования. Он избегает нагнетания эф фектных ситуаций, он отказывается от лю бых приемов, рассчитанных на внешнюю ув лекательность, словом, отбрасывает все, что. предусмотрительный автор обычно прибере гает к концу. Но именно в результате по следовательного рассказа, когда говорят и герой, и его односельчане, и сам автор, пе ред нами возникает образ человека поисти не легендарного, проходят три жизни Ни колая Струкова. Первая — деревенское детство, трудовая юность, начало военной службы, а затем война, бой, из которого он вышел инвалидом. Вторая жизнь — госпи таль, бесконечные операции, полная беспо мощность — нет правой руки, ампутирована кисть левой, поморожена нога. Горькие мысли о своей бесполезности, о том, что он — тяжкий груз для жены, для близких, вызывают впечатление безысход ности. Третья жизнь Николая Струкова началась с появления «комиссара». «В жизни каждого человека, попавшего в беду и сумевшего из нее выбраться, обязательно бывает свой «комиссар»,— утверждает Квйн. Таким «комиссаром» стал для Николая Струкова старый большевик, чья чуткость и человечность помогли Николаю найти себя. Важными вехами в его жизни становятся избрание депутатом сельсовета, назначение директором подсобного хозяйства, выдви жение на пост председателя сельсовета... Лев Квин изображает дальнейшую жизнь Струкова такой, какой она сложилась, от нюдь не в идиллических тонах. Все было — и разочарование, и трудные конфликты, и даже желание уехать подальше от родных мест. Но победило стремление приносить пользу людям. Перед читателем в полный рост встает яр кий, по-государственному мыслящий чело век. Мысли Струкова привлекают не только своей глубиной, но и тем, что он умеет об лечь их в запоминающуюся, афористическую форму. Чинушам, решившим «припугнуть» строптивого председателя сельсовета, Стру- ков объясняет: «Совет у рас маленький, меньше некуда. Но ведь Советская власть одинаково большая, что у ,нас, что в Мо скве». Дочитывая повесть, понимаешь, как зако номерен предпосланный ей эпиграф: «Геро изм —"это победа духа над телом». Документальная повесть «Горький дым костров» тоже необычна по материалу и то же по главному своему пафосу утверждает подвиг как смысл жизни человека. Эта повесть о двух советских патриотах, немцах по национальности. О необоснован ном недоверии к ним в первые годы войны, об их желании участвовать в защите Со ветской Родины, о том, как они поднялись вьшГіэ проявленной к ним несправедливости и в опаснейших условиях партизанской вой ны проявили исключительное мужество. Легко представить себе, сколько горьких минут испытали Иван Иванович Фризен и Михаил Иванович Ассельборн, когда стал кивались с недоверием и подозрительностью. Но ни на одну минуту не приходила им — не могла прийти! — мысль нарушить свой святой долг перед Отчизной. Впрочем, не только в военные годы про скальзывали нотки недоверия к ним. Одно сельчанин Фризена удивляется: «Чудно! Немец — и против немцев же воевал». «— Да он же не против немцев,— против фашистов воевал, дурья твоя башка!..» Не знаю, что в большей степени сказалось в этом противопоставлении немцев фаши стам — политическая грамотность говорив шего или интернационализм, вошедший в дух и плоть советского человека. Поразительны биографии этих людей, по разительно их мужество в дни войны и в дни мира. Закономерно, что об этих людях написал именно Лев Квин. Видимо, его писательское зрение устроено так, что он видит необычай ность обычного, мимо чего мы можем прой ти, не заметив. Лев Квин умеет удивляться сам и учит этому нас, читателей. Документальные повести проясняют эсте тику и стилистику квиновского творчества: писатель показывает людям высокий смысл их будничных дел, напоминает, что в жизни всегда есть красота сильных характеров, му жество, жажда подвига. Квину близко ге роическое начало в нашей жизни. Он видит его и в готовности трех мальчишек бороться за свободу Африки, и в хладнокровии нема ло испытавшего Аренда Ванага, и в бес страшии Фризена и Ассельборна, и в упорст ве повседневного, не всегда благодарного труда Николая Струкова. Надо только,. говорит Квин всем своим творчеством, уметь видеть это необычное, подчас скрытое в обычном, будничном, по вседневном И Лев Квин успешно делает это в своих талантливых книгах для детей и взрослых. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2