Сибирские огни, 1982, № 5

многими советскими людьми в годы войны 1-ррели в небе звезды прежде незнакомых стран. Когда возникает необходимость вер­ нуться в Венгрию, Мусатов без колебаний снова летит навстречу смертельным опасно­ стям: «...надо мной спокойно мерцают звез­ ды. Множество звезд. Знакомые звезды...» За свободу и счастье людей, живущих под этими звездами, отдавали жизнь советские воины, и звезды многих стран стали для них близкими и родными. Справедливость этой мысли очевидна. Но современность романа опирается не только на нее. Комочин и Мусатов под видом подразде­ ления венгерской королевской армии орга­ низовали в фашистском тылу боевую группу, которая занимается диверсионно-разведыва­ тельной деятельностью, громит части вер­ махта. Немецкий майор, воспылавший доверием к «венгерским союзникам», делится своими соображениями: «На будущее нам нужна армия без солдат. Профессиональная армия из одних офицеров, вооруженная чудо-ору­ жием. Такая армия будет непобедима...» В современном мире нетрудно увидеть си­ лы, которые мыслят на этом же уровне, размахивая «чудо-оружием» — нейтронной бомбой. Роман «Ржавый капкан на зеленом Поле» многими нитями связэи с другими произве­ дениями Квина. Рассказчик, от лица которого ведется по­ вествование,— Арвид Ванаг, известный нам по роману «Город не спит» и повести «На­ чинают и проигрывают». Но этот Ванаг — не прежний юноша, он теперь профессор истории, отец взрослой дочери. Жена Вана­ та — Вера (мы тоже помним ее по роману «Город не спит») погибла' в дорожной ка­ тастрофе, оставив годовалую дочь Ингу. В романе «Ржавый капкан...» фигурируют и другие персонажи романа «Город не спит» — руководители тайной полиции Ду­ зе и Штейнерт, директор типографии Кришьян Земзар, соратники Аренда по под­ полью Пеликан и Мелпайс, Гриета Страз- дынь, отец Веры и ее брат Саша... Есть и другие «переселенцы», в том числе —ста­ рый друг Ванага Виктор Клепиков из пове­ сти «Начинают и проигрывают». Обычная туристическая поездка Ванага и Инги в Австрию к хорошо знакомым людям превращается в серьезное духовное испы­ тание. Но, хотя в центре всех событий .^находятся именно Арвид Ванаг и Инга,, да и рассказы­ вает об этой истории отец, лишь раз давая возможность дочери описать те эпизоды, о которых знает только она, роман никак не отнесешь к разряду семейных. От начала и до конца ощущаешь бурный пульс тревож­ ных событий, порожденных не обычными человеческими страстями, а тем, что очень буднично и вместе очень значительно обоз­ начается в газетах термином —«идеологи-1 ческая борьба». Тугая пружина сюжета сводит в захваты­ вающе острых конфликтах противоборству­ ющие силы. Инициатива принадлежит тем, кому кажется необычайно заманчивым заста­ вить старого коммуниста, советского профес­ сора Ванага, публично отказаться от идей, за которые он боролся всю жизнь. В ход идут чудовищные провокации. Так с первых же страниц определяется жанр произведения —не семейный роман, а политичеЬкий роман или, еще точнее, по­ литический детектив. В таком решении есть немалый риск — далеко не всегда конструкция детектива способна выдержать смысловую, содержа­ тельную нагрузку подобного масштаба. За путевыми впечатлениями Аренда Вана­ та, за его размышлениями и наблюдениями, встречами и разговорами с учеными и «спе­ циалистами» различных «научных обществ» с явным антисоветским уклоном, представи­ телями общественности и студентами, авст­ рийскими коммунистами и чиновниками ма­ гистрата, с гидом и шофером, просто с соседкой по'лестничной площадке —завеем этим встает не только быт современной Австрии, но и угадывается вполне естествен­ ное сопоставление: «У нас» и «у них». Если же учесть, что возникают споры идеологического и теоретического характера, станет очевидным, как велика опасность, что под таким грузом «обрушится» каркас де­ тектива. Детектив Квина без видимых усилий «вы­ держивает» выпавшие на его долю нагрузки. Причина — в том, что персонажи ничего и никогда не декларируют: все, что они гово­ рят, подчинено логике характера каждого и, кроме того, сопрягается с общей линией действия. Успех здесь обусловлен еще и доскональ­ ным знанием различных сторон зарубежной действительности. Этим знанием Л. Квин обладает — он не только жил и работал в Австрии после войны, но и посещал ее впо­ следствии, встречаясь с товарищами моло­ дости. Отсюда —та достоверность в опи­ саниях событий, которая делает роман неот­ разимо убедительным. Когда Арвид Ванаг делится с читателем пережитым, он много внимания уделяет Ин­ ге: он горячо любит дочь и к тому же она —. его спутница. С первых шагов по Австрии Ванаг беспо­ коится — будет ли Инга, впервые оказав­ шаяся за границей, на' высоте положения как представительница своей страны? Та­ кой вопрос возникает и у читателя. Рисуя обаятельную, сильную духом Ингу, автор явно полемизирует с теми, кто судит о современной молодежи по формуле «вот в наше время были молодые... а теперь...» Девушка выдержала труднейший и опас­ нейший экзамен. Она доказала, что достой­ на быть соратницей своего отца —г подполь­ щика и фронтового разведчика. Эстафета героизма продолжается — дети хранят и приумножают традиции отцов, взяв на воо­ ружение их идейный арсенал. 7 Лев Квин — писатель, неравнодушный ко всему необычайному, яркому, из ряда вон выходящему. В любом его произведении — будь то повесть, роман, пьеса или рассказ — мы видим людей, чьи характеры высвечены на резком, крутом вираже их судеб. Поневоле возникает мысль — не условен ли в известной мере нарисованный писате­ лем мир? Ведь далеко не всегда судьбы лю­ дей сотканы из удивительных совпадений, 169 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2