Сибирские огни, 1982, № 5
многими советскими людьми в годы войны 1-ррели в небе звезды прежде незнакомых стран. Когда возникает необходимость вер нуться в Венгрию, Мусатов без колебаний снова летит навстречу смертельным опасно стям: «...надо мной спокойно мерцают звез ды. Множество звезд. Знакомые звезды...» За свободу и счастье людей, живущих под этими звездами, отдавали жизнь советские воины, и звезды многих стран стали для них близкими и родными. Справедливость этой мысли очевидна. Но современность романа опирается не только на нее. Комочин и Мусатов под видом подразде ления венгерской королевской армии орга низовали в фашистском тылу боевую группу, которая занимается диверсионно-разведыва тельной деятельностью, громит части вер махта. Немецкий майор, воспылавший доверием к «венгерским союзникам», делится своими соображениями: «На будущее нам нужна армия без солдат. Профессиональная армия из одних офицеров, вооруженная чудо-ору жием. Такая армия будет непобедима...» В современном мире нетрудно увидеть си лы, которые мыслят на этом же уровне, размахивая «чудо-оружием» — нейтронной бомбой. Роман «Ржавый капкан на зеленом Поле» многими нитями связэи с другими произве дениями Квина. Рассказчик, от лица которого ведется по вествование,— Арвид Ванаг, известный нам по роману «Город не спит» и повести «На чинают и проигрывают». Но этот Ванаг — не прежний юноша, он теперь профессор истории, отец взрослой дочери. Жена Вана та — Вера (мы тоже помним ее по роману «Город не спит») погибла' в дорожной ка тастрофе, оставив годовалую дочь Ингу. В романе «Ржавый капкан...» фигурируют и другие персонажи романа «Город не спит» — руководители тайной полиции Ду зе и Штейнерт, директор типографии Кришьян Земзар, соратники Аренда по под полью Пеликан и Мелпайс, Гриета Страз- дынь, отец Веры и ее брат Саша... Есть и другие «переселенцы», в том числе —ста рый друг Ванага Виктор Клепиков из пове сти «Начинают и проигрывают». Обычная туристическая поездка Ванага и Инги в Австрию к хорошо знакомым людям превращается в серьезное духовное испы тание. Но, хотя в центре всех событий .^находятся именно Арвид Ванаг и Инга,, да и рассказы вает об этой истории отец, лишь раз давая возможность дочери описать те эпизоды, о которых знает только она, роман никак не отнесешь к разряду семейных. От начала и до конца ощущаешь бурный пульс тревож ных событий, порожденных не обычными человеческими страстями, а тем, что очень буднично и вместе очень значительно обоз начается в газетах термином —«идеологи-1 ческая борьба». Тугая пружина сюжета сводит в захваты вающе острых конфликтах противоборству ющие силы. Инициатива принадлежит тем, кому кажется необычайно заманчивым заста вить старого коммуниста, советского профес сора Ванага, публично отказаться от идей, за которые он боролся всю жизнь. В ход идут чудовищные провокации. Так с первых же страниц определяется жанр произведения —не семейный роман, а политичеЬкий роман или, еще точнее, по литический детектив. В таком решении есть немалый риск — далеко не всегда конструкция детектива способна выдержать смысловую, содержа тельную нагрузку подобного масштаба. За путевыми впечатлениями Аренда Вана та, за его размышлениями и наблюдениями, встречами и разговорами с учеными и «спе циалистами» различных «научных обществ» с явным антисоветским уклоном, представи телями общественности и студентами, авст рийскими коммунистами и чиновниками ма гистрата, с гидом и шофером, просто с соседкой по'лестничной площадке —завеем этим встает не только быт современной Австрии, но и угадывается вполне естествен ное сопоставление: «У нас» и «у них». Если же учесть, что возникают споры идеологического и теоретического характера, станет очевидным, как велика опасность, что под таким грузом «обрушится» каркас де тектива. Детектив Квина без видимых усилий «вы держивает» выпавшие на его долю нагрузки. Причина — в том, что персонажи ничего и никогда не декларируют: все, что они гово рят, подчинено логике характера каждого и, кроме того, сопрягается с общей линией действия. Успех здесь обусловлен еще и доскональ ным знанием различных сторон зарубежной действительности. Этим знанием Л. Квин обладает — он не только жил и работал в Австрии после войны, но и посещал ее впо следствии, встречаясь с товарищами моло дости. Отсюда —та достоверность в опи саниях событий, которая делает роман неот разимо убедительным. Когда Арвид Ванаг делится с читателем пережитым, он много внимания уделяет Ин ге: он горячо любит дочь и к тому же она —. его спутница. С первых шагов по Австрии Ванаг беспо коится — будет ли Инга, впервые оказав шаяся за границей, на' высоте положения как представительница своей страны? Та кой вопрос возникает и у читателя. Рисуя обаятельную, сильную духом Ингу, автор явно полемизирует с теми, кто судит о современной молодежи по формуле «вот в наше время были молодые... а теперь...» Девушка выдержала труднейший и опас нейший экзамен. Она доказала, что достой на быть соратницей своего отца —г подполь щика и фронтового разведчика. Эстафета героизма продолжается — дети хранят и приумножают традиции отцов, взяв на воо ружение их идейный арсенал. 7 Лев Квин — писатель, неравнодушный ко всему необычайному, яркому, из ряда вон выходящему. В любом его произведении — будь то повесть, роман, пьеса или рассказ — мы видим людей, чьи характеры высвечены на резком, крутом вираже их судеб. Поневоле возникает мысль — не условен ли в известной мере нарисованный писате лем мир? Ведь далеко не всегда судьбы лю дей сотканы из удивительных совпадений, 169 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2