Сибирские огни, 1982, № 5
Конечно, много хорошего, считают Гешка с Ленькой, открыто^: например, Гешкино ув лечение мороженым привело к ангине, но «ангину вылечили в две минуты тридцать семь секунд — тут у них таблетки такие бы ли: скоростные антиангинные». Ребята ув лекаются радиолетами, самопрыгающцми воздушными шарами, объемным кино с за пахом и вкусом, и все больше ощущают пу стоту своего существования: им не с кем говорить, им нечем заняться, они мало зна-- ют... В будущем они встречают знакомого им с детских лет бездельника Шлепу: оби женный Шлепа мечтает о должности стар шего помощника младшего дворника (пока он лишь младший помощник, и к тому же единственный среди дворников человек, остальные дворники — роботы). И Шлепа—• единственный, кому интересны беседы с Ге- шей и Леней. Геша уверен, что его охотно зачислят в космонавты или подводники, но, оказывает ся, для этого нужны знания. Забавные, порой комичные, порой драма тические события происходят, когда Гешка в прошлом времени встречает свою маму и бабушку, еще детьми, а в будущем своего племянника. Но во все времена —и в буду щем и в прошедшем — Гешка и Ленька на каждом шагу попадают впросак.И вместе с ними читатель делает вывод: каждый чело век принадлежит своему времени. И в бу дущее нельзя уходить в одиночку, только вместе со своими современниками, со своим поколением. Брызжет юмором повесть «Мы, которые оболтусы». Бытует порой такое расхожее определение темы — «школьная повесть», «школьная пьеса». Должно быть, по фор мальным признакам повесть «Мы, которые оболтусы» должна относиться к этому жан ру. Но как всякое неординарное, произведе ние,* повесть неизмеримо шире, а главное, глубже формальных рамок. -Писатель с большим тактом ставит множество проблем: тут и школьная процентомания, и форма лизм в учебно-воспитательной работе, и раздумья о том, «что такое маленькая ложь? Что такое большая ложь?» Ребята напряженно размышляют о нравственных ценностях, и перед многими из них встают те же вопросы, что и перед Петей Томили- ным: «А вдруг главное +- не металлолом? Не копейки и не тысячи?» Об этом же спорят преподаватели. «— Оценки не самое главное! — Это верно. Конечно, знания... — И даже не знания!.. Дрянные люди со знаниями хуже дрянных людей без знаний. А вот каких людей мы с вами выпускаем из нашей школы? Каких людей? С какими принципами, с какими убеждениями?» С событиями в школе перекликаются со бытия в семье Пети Томилина, в семье Се реги Копыльцова — «Севрюги». Подкупает глубинное знание детской пси хологии, школьных традиций и привычек, что сказывается в большом и малом. По этой повести можно, например, писать ис следования о прозвищах учеников и учите лей. Забавная этимология прозвищ >не про сто интересна, не просто блещет юмором — она раскрывает характеры -и ребят, и взрослых. Но вторично задам этот вопрос — насколь ко педагогично говорить в «школьной пове сти» о прозвищах, о процентомании, о фор мализме и даже — страшно вымолвить — об учителях и пионервожатых, не очень отве чающих требованиям своей профессии, о взрослых, которые не всегда правы по отно шению к ребятам? Уверен, что Лев Квин выступает в этой повести как истинный педагог, ибо утверж дает высокие идеалы нашего времени и до стигает этого не трескучими декларациями, а всем идейно-художественным строем про изведения. Примечательно и то, что движет юными героями Квина, что определяет их цели, де ла и поступки. Хочет говорить правду, даже в мелочах не кривя душой, Петя Томилин, главный герой «Оболтусов». Друг Пети Сев рюга — в глазах многих «отпетый» — тро гательно борется за жизнь и счастье отца- инвалида, за возвращение матери в семью. Мечтают о свободе народов Африки, го товы им всеми силами помогать члены «Тао- боскоа» Икс, Игрек, Зет. И вместе сража ются за справедливость. Наказать нечестных, вывести жуликов на чистую воду — вот чем живет Толя из «+35°». И пусть эти ребята наивны, пусть попа дают в смешные положения; побудительные причины их действия — желание помочь тор жеству справедливости. Они верят в людей, и во имя этой веры готовы на любые подви ги. Это — позиция автора. В доброте и чест ности ребят он видит то, что, в первую оче редь, определяет их облик. Однако это не мешает Квину показать и тех, о ком говорят «в семье не без урода». Моральных уродов — независимо от их воз раста, юного или преклонного — он рисует так, что читатель придирчиво оценивает се бя: нет ли во мне черточек, от которых луч ше было бы избавиться. Объединяет дорогих Квину героев их ин тернационализм. Чувство интернационализ ма подсказывает Иксу, Игреку, Зету мысль о создании «Таобоскоа», помогает Андрею решить, что нужно сделать, встретив вен герского мальчишку Йошку, отставшего от поезда по дороге в Артек (рассказ «Парень, что надо»). Духом интернационализма пронизаны ■книги рассказов «Незадача с задачей», «Привет, Йошка» — о ребятах сегодняшней Венгрии. Последовательно, убежденно и'убе дительно проводит Квин близкую ему мысль о том, что не национальность определяет отношения к человеку, а его социальная по зиция. Показательно, что рассказы писатели- сибиряка из цикла «Привет, Йошка» изда вались в Будапеште на венгерском языке. Это тоже вклад Льва Квина в дело интер национального воспитания. 6 Повесть «Начинают и проигрывают», ро маны «Звезды чужой стороны» и «Ржавый капкан на зеленом поле» построены как по вествование от первого лица. Но рассказчи ки — разные люди.' Расследование одного преступления в го ды войны — основа повести. Об этом запу танном деле рассказывает лейтенант Клепи 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2