Сибирские огни, 1982, № 5
— Ну, что вы такой за народец! Ну, что вы такой за народ! •—восклицает ученый, имея в виду детей. Толя отвечает: «— Обыкновенные люди,—Додумав, он добавил; —Может, только чуть меньше ро стом». В этом юмористическом диалоге заключе на значительная мысль: дети —полноценные люди. И зачастую они понимают гораздо больше, чем предполагают взрослые. Л. Квин полностью принимает это поло жение. Он доверяет детям и разговаривает с ними на равных, без какого бы то ни было сюсюканья. Ребенок чувствует уважение автора к своей личности. В повести «Сколько осталось до звонка» Петя Томилин так аттестует своих родите лей: «Они очень смешные и наивные, мама с папой, когда хотят что-либо утаить. Пе реглядываются многозначительно, перемиги ваются и только привлекают внимание. А мне ведь много не надо: где услышу слово, где намек, где сам додумаю —и го тово». Не кажется ли вам, что Петя с доброй снисходительной улыбкой поглядывает не только на папу с мамой, но и на многих взрослых, а именно на тех, кто считает се бя значительно сообразительнее ребят. Сомневаетесь? Тот же Петя уверен, что учительница в его классе может и не- разо браться в ребячьих хитростях. Ведь Гало чка-Палочка (так ребята прозвали Галину Павловну) «совсем молодая учительница, преподает только второй год. х мы уже учимся чуть ли не семь. Где ей тягаться с нами!» Не боюсь ошибиться, сказав, что Лев Квин во многом разделяет точку зрения Пети То милина. Положа руку на сердце, признаюсь: я тоже согласен с Петей. Так обстоит дело с оценкой личности ре бенка. А какие книги любят читать дети? Ведь ответ детского писателя на этот вопрос во многом предопределяет и характер книг. У Квина есть точная позиция и на этот счет. Герой рассказа «Последний из Шерлок- холмсов» Геша «читал каждый день, и все книги с приключениями». Но поскольку он «даже в школе на уроках читал», учитель ница пожаловалась маме. . «Теперь Геше разрешено читать только по воскресеньям да, и то лишь те книги, кото рые мама сама приносит из библиотеки — про разных там хороших мальчиков и дево чек и без всяких приключений». И здесь не нужно особой проницательно сти, чтобы увидеть, на чьей стороне писа тель. Кстати, пай-мальчиков и пай-девочек е его книгах нет. Его герои всякие, но только не «образцово-показательные», существую щие лишь в статьях об идеальном герое дет ской литературы. Но при этом по большому счету его персонажи в самом деле хороши, есть в них наряду с детскостью и задири стостью, фантазерством и упрямством, хвз стовством и наивностью то настоящее, гор дое, чистое и высокое, что вызывает любовь к ним и веру в их будущее. Итак, слышится мне обвиняющий голос, дети относятся к родителям свысока, чи 166 тают книги про плохих ребят... Нет ли здесь, в самом деле, явно антивоспитательных тенденций? Чтобы и автора и меня не обвинили в ан типедагогических высказываниях, добавлю: с завидным юмором Квин показывает, как герой повести «4-35°» Толя поражен: мама точно предвидела все его действия, когда он останется один после отъезда взрослых. И не только предвидела, но и приняла меры, чтобы выручитьь попавшего в беду сына, да же запасной ключ оставила соседке, зная, что Толя положит ключ на стол, а дверь захлопнет. «Мама, мамочка! — восклицает в искреннем порыве Толя.—Как хорошо ты знаешь все мои двенадцать недостатков. Ладно, пусть не двенадцать —пятнадцать, согласен...» Здесь пришел черед указать еще на од но свойство книг Квина: как бы плохо с точки зрения прописной морали ни вели се бя его озорники (не случайно так названа одна из его книг), их веселые, а порой и драматические приключения неизменно очень поучителны. Другими словами, глубо ко педагогичны,— ибо скучных книг «про разных там хороших мальчиков и девочек» нормальные дети не читают. Выяснив, что характерно для всех книг Льва Квина, посмотрим, что за секреты есть у каждой из них. Прежде всего это —непредсказуемость того, что мы найдем в книге. Не столь уж редко можно по первым страницам детской книги довольно точно предсказать дальней ший ход событий —автор как бы играет с читателем в поддавки. В книгах Квина са мый искушенный читатель ничего не сможет предугадать —так разитёльны повороты сюжета, так небанальны характеры. В повести «+ 35°» ее главный герой Толя вместе с археологами ведет раскопки (эк спедицией руководит друг Толиного отца). Вместе с Толей мы разгадываем тайну Чер това кургана, выясняем, кто виновник про пажи золотой гривны. В повести «Икс, Игрек, Зет» три школь ника из Южносибирска организуют «Таобо- скоа» — тайное общество борьбы с колони заторами Африки. Их мечта о далеких стра нах, народам которых они хотят помочь в справедливой борьбе против колонизаторов, внезапно, но-вполне логично преобразуется в поиск с целью узнать о судьбе тех, кто бо ролся здесь, на сибирской земле, за победу Октября. Романтика, окрашенная изрядной долей экзотики, сменяется романтикой под вига, совершенного тут, рядом, теми, кто жил на несколько десятилетий раньше. В повести^«Было-не было» все начинается с ...машины времени, обнаруженной на чер даке. Герои повести Гешка и Ленька оказа лись вначале участниками событий граждан ской войны, затем Великой Отечественной, а потом: побывали в Будущем. Проведя своих героев через прошлое, пи сатель переносит их в будущее, от которо го они ждут всяческих благ — вплоть до бесплатного мороженого в неограниченных количествах и самозазубривающих машин («надо помочь детям учиться»,—решают Гешка и Ленька). Но оказывается, все не так просто. Моральные нормы людей буду щего ограничивают потребительские инстин кты путешественников во времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2