Сибирские огни, 1982, № 5

— Ну, что вы такой за народец! Ну, что вы такой за народ! •—восклицает ученый, имея в виду детей. Толя отвечает: «— Обыкновенные люди,—Додумав, он добавил; —Может, только чуть меньше ро­ стом». В этом юмористическом диалоге заключе­ на значительная мысль: дети —полноценные люди. И зачастую они понимают гораздо больше, чем предполагают взрослые. Л. Квин полностью принимает это поло­ жение. Он доверяет детям и разговаривает с ними на равных, без какого бы то ни было сюсюканья. Ребенок чувствует уважение автора к своей личности. В повести «Сколько осталось до звонка» Петя Томилин так аттестует своих родите­ лей: «Они очень смешные и наивные, мама с папой, когда хотят что-либо утаить. Пе­ реглядываются многозначительно, перемиги­ ваются и только привлекают внимание. А мне ведь много не надо: где услышу слово, где намек, где сам додумаю —и го­ тово». Не кажется ли вам, что Петя с доброй снисходительной улыбкой поглядывает не только на папу с мамой, но и на многих взрослых, а именно на тех, кто считает се­ бя значительно сообразительнее ребят. Сомневаетесь? Тот же Петя уверен, что учительница в его классе может и не- разо­ браться в ребячьих хитростях. Ведь Гало­ чка-Палочка (так ребята прозвали Галину Павловну) «совсем молодая учительница, преподает только второй год. х мы уже учимся чуть ли не семь. Где ей тягаться с нами!» Не боюсь ошибиться, сказав, что Лев Квин во многом разделяет точку зрения Пети То­ милина. Положа руку на сердце, признаюсь: я тоже согласен с Петей. Так обстоит дело с оценкой личности ре бенка. А какие книги любят читать дети? Ведь ответ детского писателя на этот вопрос во многом предопределяет и характер книг. У Квина есть точная позиция и на этот счет. Герой рассказа «Последний из Шерлок- холмсов» Геша «читал каждый день, и все книги с приключениями». Но поскольку он «даже в школе на уроках читал», учитель­ ница пожаловалась маме. . «Теперь Геше разрешено читать только по воскресеньям да, и то лишь те книги, кото­ рые мама сама приносит из библиотеки — про разных там хороших мальчиков и дево­ чек и без всяких приключений». И здесь не нужно особой проницательно­ сти, чтобы увидеть, на чьей стороне писа­ тель. Кстати, пай-мальчиков и пай-девочек е его книгах нет. Его герои всякие, но только не «образцово-показательные», существую­ щие лишь в статьях об идеальном герое дет­ ской литературы. Но при этом по большому счету его персонажи в самом деле хороши, есть в них наряду с детскостью и задири­ стостью, фантазерством и упрямством, хвз стовством и наивностью то настоящее, гор­ дое, чистое и высокое, что вызывает любовь к ним и веру в их будущее. Итак, слышится мне обвиняющий голос, дети относятся к родителям свысока, чи­ 166 тают книги про плохих ребят... Нет ли здесь, в самом деле, явно антивоспитательных тенденций? Чтобы и автора и меня не обвинили в ан­ типедагогических высказываниях, добавлю: с завидным юмором Квин показывает, как герой повести «4-35°» Толя поражен: мама точно предвидела все его действия, когда он останется один после отъезда взрослых. И не только предвидела, но и приняла меры, чтобы выручитьь попавшего в беду сына, да­ же запасной ключ оставила соседке, зная, что Толя положит ключ на стол, а дверь захлопнет. «Мама, мамочка! — восклицает в искреннем порыве Толя.—Как хорошо ты знаешь все мои двенадцать недостатков. Ладно, пусть не двенадцать —пятнадцать, согласен...» Здесь пришел черед указать еще на од­ но свойство книг Квина: как бы плохо с точки зрения прописной морали ни вели се­ бя его озорники (не случайно так названа одна из его книг), их веселые, а порой и драматические приключения неизменно очень поучителны. Другими словами, глубо­ ко педагогичны,— ибо скучных книг «про разных там хороших мальчиков и девочек» нормальные дети не читают. Выяснив, что характерно для всех книг Льва Квина, посмотрим, что за секреты есть у каждой из них. Прежде всего это —непредсказуемость того, что мы найдем в книге. Не столь уж редко можно по первым страницам детской книги довольно точно предсказать дальней­ ший ход событий —автор как бы играет с читателем в поддавки. В книгах Квина са­ мый искушенный читатель ничего не сможет предугадать —так разитёльны повороты сюжета, так небанальны характеры. В повести «+ 35°» ее главный герой Толя вместе с археологами ведет раскопки (эк­ спедицией руководит друг Толиного отца). Вместе с Толей мы разгадываем тайну Чер­ това кургана, выясняем, кто виновник про­ пажи золотой гривны. В повести «Икс, Игрек, Зет» три школь­ ника из Южносибирска организуют «Таобо- скоа» — тайное общество борьбы с колони­ заторами Африки. Их мечта о далеких стра­ нах, народам которых они хотят помочь в справедливой борьбе против колонизаторов, внезапно, но-вполне логично преобразуется в поиск с целью узнать о судьбе тех, кто бо­ ролся здесь, на сибирской земле, за победу Октября. Романтика, окрашенная изрядной долей экзотики, сменяется романтикой под­ вига, совершенного тут, рядом, теми, кто жил на несколько десятилетий раньше. В повести^«Было-не было» все начинается с ...машины времени, обнаруженной на чер­ даке. Герои повести Гешка и Ленька оказа­ лись вначале участниками событий граждан­ ской войны, затем Великой Отечественной, а потом: побывали в Будущем. Проведя своих героев через прошлое, пи­ сатель переносит их в будущее, от которо­ го они ждут всяческих благ — вплоть до бесплатного мороженого в неограниченных количествах и самозазубривающих машин («надо помочь детям учиться»,—решают Гешка и Ленька). Но оказывается, все не так просто. Моральные нормы людей буду­ щего ограничивают потребительские инстин­ кты путешественников во времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2