Сибирские огни, 1982, № 5
мольцсп-латышей оказываются еврейские парни Яков Гутман и Эдька Брусиловский. В то же время пропасть разделяет латышей Штейнерта и Арвида Ваната; врагами были и навечно остались врагами бедняк еврей Абрам Гутман, погибший в застенке по до носу еврея Залмана Вайсберга, одного из богатейших людей в городе; нет точек со прикосновения между Вайсбергом и Исаа ком Брусиловским. Людей разделяют не национальные пере городки, а идеи, убеждения. Это писатель утверждает всем ходом повествования. За тем, как в Сибири молодой автор соз давал книгу о борьбе за Советскую Лат вию, из Риги внимательно наблюдал Вилис Лацис —народный писатель Латвийской ССР. Его оценка могла быть одной из са мых авторитетных—кто, как не он, мог ве сомо сказать о революционной борьбе в Латвии: ведь он сам непосредственно уча ствовал в ней. Несмотря на огромную загруженность В. Лациса и литературным трудом, и госу дарственной и общественной деятельностью, он откликнулся быстро. Рига > 19.11.1961. «Уважаемый Лев Израилевич! Получил Ваше письмо и «Город не спит». Сердечное спасибо за Вашу любезность и внимание. Я сразу не мог взяться за чте ние Вашего произведения: было много неот ложных дел, да и здоровье неважное. На конец, пару дней тому назад я прочел Ва шу рукопись. Прочел ее в один присест с на чала до конца —уже это одно говорит о том, как она интересна и хорошо читается. В памяти моей опять возникли образы, пе реживания и события тех лет, о которых вы пишете, в которых мне пришлось лично принимать активное участие, только в дру гом месте и в нерколько другой обстановке. В Вашем произведении жив дух того време ни, Вам удалось создать, интересные, прав дивые образы молодых подпольщиков и лю дей старшего поколёния с их духовным ми ром, порывами и устремлениями. Сюжет вы работан интересно и убедительно, язык хо рош, красочен. Я получил большое удо'- вольствие от чтения этой книги. Спа сибо! (...) Желаю Вам доброго успеха в учебе и в Вашем творческом труде, С сердечным приветом В. Лацис».4 4 Пока совершали свой путь- к читателю произведения Квина, основанные на его латвийских впечатлениях, писатель вступил на стезю «приключенца». Одна за другой выходят его приключенческие повести — «Экспресс следует в Будапешт» (Барнаул, 1955) , «Тени исчезают на рассвете» (там же, 1956) . Есть не лишенная яда, но и не лишенная оснований формулировка: произведения де тективного жанра неизменно обречены на успех. Первые же приключенческие повести Л. Квина завоевали читательское внимание, но не только благодаря жанру. Да, Квин сразу же показал себя мастером построе ния сюжета. Однако динамичный сюжет для него никогда не становится самоцелью. В основе каждого произведения лежит важ ная мысль. В «Экспрессе...» —это пафос борьбы за мир. Грандиозная проблема положена в осно ву . повести «Тени исчезают на рассвете». «Ведь это такая сила...—говорит один из энтузиастов идеи использования солнечной энергии.—Даже атомную. энергию превос ходит. Не верите? Вы знаете, когда сконст руируют такие машины, которые использу ют хоть пять процентов солнечной радиа ции —только пять процентов! — то в одной Западной Сибири можно будет получить столько энергии, сколько сейчас производят на всем земном шаре. И сырья никакого не надо. Бери, сколько хочешь и где хочешь! Пустыни,. Северный полюс, Антарктика — все зацветет!» Работами советских ученых в этой обла сти заинтересовались зарубежные разведки. По стечению обстоятельств в центре собы тий оказывается молодой журналист, при ехавший в Южносибирск. Впоследствии Южносибирск будет фигу рировать в ряде произведений Квина; в этом названии угадывается «псевдоним» Барнау ла. В обеих повестях проявились как сильные стороны Льва Квина, впоследствии утвер дившиеся в его книгах, так и очевидные про счеты, идущие от литературной неопытности. В числе таких промахов встречающаяся подчас известная сконструированность дей ствия. Инрй раз, увлекшись сюжетными хитросплетениями, писатель мало внимания уделяет обрисовке характеров. 5 Одна из важных граней творчества Льва Квина —книги о детях. Не только для ре бят, но, главное, про ребят. Всегда шли и, надо думать, будут идти споры о специфике детской литературы, в чем эта специфика заключается. И разуме ется, свой ответ о специфике детской литера туры дает время —эпоха налагает свою пе чать на каждое произведение. Множество рассказов и повестей для де тей, написанных Львом Квином,—- они изда вались в Москве,' Риге, Ташкенте, Новоси бирске, Барнауле, Берлине, Будапеште, Со фии,—вкупе позволяют сделать выводы о принципах его работы для детей. Прежде всего, это —занимательные кни ги. Их, попросту говоря, интересно читать. Даже очень интересно. Квин любит острый, насыщенный сюжет, обладает даром увлекательного собеседни ка. Это подкрепляется пониманием детской психологии и умением воссоздавать живые характеры ребят. Среди - многих рассказов и повестей Л. Квина нет таких, которые были бы по своему решению «близнецами»: в каждом свой «секрет». В то же время все они объе динены одним свойством. Это — уважение к маленькому читателю, пронизывающее каждую страницу. В повести «+-35°» началь ник археологической экспедиции изумлен неожиданно верным, хотя и смешным по форме замечанием школьника Толи. 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2