Сибирские огни, 1982, № 5

мольцсп-латышей оказываются еврейские парни Яков Гутман и Эдька Брусиловский. В то же время пропасть разделяет латышей Штейнерта и Арвида Ваната; врагами были и навечно остались врагами бедняк еврей Абрам Гутман, погибший в застенке по до­ носу еврея Залмана Вайсберга, одного из богатейших людей в городе; нет точек со­ прикосновения между Вайсбергом и Исаа­ ком Брусиловским. Людей разделяют не национальные пере­ городки, а идеи, убеждения. Это писатель утверждает всем ходом повествования. За тем, как в Сибири молодой автор соз­ давал книгу о борьбе за Советскую Лат­ вию, из Риги внимательно наблюдал Вилис Лацис —народный писатель Латвийской ССР. Его оценка могла быть одной из са­ мых авторитетных—кто, как не он, мог ве­ сомо сказать о революционной борьбе в Латвии: ведь он сам непосредственно уча­ ствовал в ней. Несмотря на огромную загруженность В. Лациса и литературным трудом, и госу­ дарственной и общественной деятельностью, он откликнулся быстро. Рига > 19.11.1961. «Уважаемый Лев Израилевич! Получил Ваше письмо и «Город не спит». Сердечное спасибо за Вашу любезность и внимание. Я сразу не мог взяться за чте­ ние Вашего произведения: было много неот­ ложных дел, да и здоровье неважное. На­ конец, пару дней тому назад я прочел Ва­ шу рукопись. Прочел ее в один присест с на­ чала до конца —уже это одно говорит о том, как она интересна и хорошо читается. В памяти моей опять возникли образы, пе­ реживания и события тех лет, о которых вы пишете, в которых мне пришлось лично принимать активное участие, только в дру­ гом месте и в нерколько другой обстановке. В Вашем произведении жив дух того време­ ни, Вам удалось создать, интересные, прав­ дивые образы молодых подпольщиков и лю­ дей старшего поколёния с их духовным ми­ ром, порывами и устремлениями. Сюжет вы­ работан интересно и убедительно, язык хо­ рош, красочен. Я получил большое удо'- вольствие от чтения этой книги. Спа­ сибо! (...) Желаю Вам доброго успеха в учебе и в Вашем творческом труде, С сердечным приветом В. Лацис».4 4 Пока совершали свой путь- к читателю произведения Квина, основанные на его латвийских впечатлениях, писатель вступил на стезю «приключенца». Одна за другой выходят его приключенческие повести — «Экспресс следует в Будапешт» (Барнаул, 1955) , «Тени исчезают на рассвете» (там же, 1956) . Есть не лишенная яда, но и не лишенная оснований формулировка: произведения де­ тективного жанра неизменно обречены на успех. Первые же приключенческие повести Л. Квина завоевали читательское внимание, но не только благодаря жанру. Да, Квин сразу же показал себя мастером построе­ ния сюжета. Однако динамичный сюжет для него никогда не становится самоцелью. В основе каждого произведения лежит важ­ ная мысль. В «Экспрессе...» —это пафос борьбы за мир. Грандиозная проблема положена в осно­ ву . повести «Тени исчезают на рассвете». «Ведь это такая сила...—говорит один из энтузиастов идеи использования солнечной энергии.—Даже атомную. энергию превос­ ходит. Не верите? Вы знаете, когда сконст­ руируют такие машины, которые использу­ ют хоть пять процентов солнечной радиа­ ции —только пять процентов! — то в одной Западной Сибири можно будет получить столько энергии, сколько сейчас производят на всем земном шаре. И сырья никакого не надо. Бери, сколько хочешь и где хочешь! Пустыни,. Северный полюс, Антарктика — все зацветет!» Работами советских ученых в этой обла­ сти заинтересовались зарубежные разведки. По стечению обстоятельств в центре собы­ тий оказывается молодой журналист, при­ ехавший в Южносибирск. Впоследствии Южносибирск будет фигу­ рировать в ряде произведений Квина; в этом названии угадывается «псевдоним» Барнау­ ла. В обеих повестях проявились как сильные стороны Льва Квина, впоследствии утвер­ дившиеся в его книгах, так и очевидные про­ счеты, идущие от литературной неопытности. В числе таких промахов встречающаяся подчас известная сконструированность дей­ ствия. Инрй раз, увлекшись сюжетными хитросплетениями, писатель мало внимания уделяет обрисовке характеров. 5 Одна из важных граней творчества Льва Квина —книги о детях. Не только для ре­ бят, но, главное, про ребят. Всегда шли и, надо думать, будут идти споры о специфике детской литературы, в чем эта специфика заключается. И разуме­ ется, свой ответ о специфике детской литера­ туры дает время —эпоха налагает свою пе­ чать на каждое произведение. Множество рассказов и повестей для де­ тей, написанных Львом Квином,—- они изда­ вались в Москве,' Риге, Ташкенте, Новоси­ бирске, Барнауле, Берлине, Будапеште, Со­ фии,—вкупе позволяют сделать выводы о принципах его работы для детей. Прежде всего, это —занимательные кни­ ги. Их, попросту говоря, интересно читать. Даже очень интересно. Квин любит острый, насыщенный сюжет, обладает даром увлекательного собеседни­ ка. Это подкрепляется пониманием детской психологии и умением воссоздавать живые характеры ребят. Среди - многих рассказов и повестей Л. Квина нет таких, которые были бы по своему решению «близнецами»: в каждом свой «секрет». В то же время все они объе­ динены одним свойством. Это — уважение к маленькому читателю, пронизывающее каждую страницу. В повести «+-35°» началь­ ник археологической экспедиции изумлен неожиданно верным, хотя и смешным по форме замечанием школьника Толи. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2