Сибирские огни, 1982, № 5
Каждый рассказ —эпизод из жизни Иманта Озолса. Вначале —это попытки найти единомышленников, затем постиже ние азов конспирации и политической борь бы, и, наконец, множество дел, которые необходимо сделать —хотя любое из них может завершиться арестом Озолса и его друзей. Совсем не случайно в рассказе «Кто предал» проверяется не только личное мужество Иманта Озолса, но и его поли тическая зрелость: изощренные в иезуит ских ухищрениях охранники «подсаживают» в тюремную камеру к юноше под видом арестованного подпольщика провокатора. Но ни пытки, ни уловки охранки не могут сломить комсомольца. Естественно, что в каждом рассказе —дей ственный, четко выстроенный сюжет. Это предопределено самим «материалом» —буд ни подпольщиков неотделимы от острых ситуаций, неожиданных опасностей, требу ющих мгновенного решения. Такие сюжеты позволяют выявлять в человеке главное, когда люди проверяются «на излом», в экстремальных обстоятельствах. Можно только удивляться, как легко мо лодой автор нашел органичную форму повествования, «предоставив слово» своему герою. Этот прием не только придал не посредственность и своеобразную интона цию всему циклу, озаглавленному «В те дни», но и в какой-то мере снимал упреки в известной облегченное™ письма: нельзя же, в самом деле, требовать от рядового участ ника событий их осмысления и детального описания. Здесь важнее всего достоверность, доподлинность изображения, то незаемное знание действительности, которое Дается только личным участием автора в анало гичных ситуациях. Вот это-То знание и было у Л. Квина. Хотя, объективно гово ря, более глубокое изображение характе ров, психологические мотивировки тех или иных поступков отнюдь не повредили бы этим рассказам. Интересен отзыв, написанный в 1954 го ду Виктором Шкловским по просьбе Дет- гиза на рукопись «В те дни». «...Автор фабулен и изобретателен. Свою изобретательность он правильно применил в показе революционной борьбы. Книга может оказаться очень полезной. У автора есть литературные способности, есть своеобразный юмор, хороша фигура матери, интересна история, например, о том, как писался революционный плакат и как его буквы оказались написанными на столе, пропитавшись через материю. Книга выйдет, и автора, вероятно, будут хвалить; между тем, с автора можно полу чить больше. Он ■может писать лучше, чем пишет... Я думаю, что, доводя книгу до печати, надо было бы издательству еще поработать с автором, который может быть использо ван и может пригодиться нам не только для одной этой книги, а стать писателем постоянным, нужным для нашего юношества. Виктор Шкловский 22 октября 1954 г.» Правоту старого писателя Л. Квин.под твердил довольно скоро. Он задумал по лотно, в котором хотел изобразить события 30—40-х годов в Латвии —от разгула фа шиствующей ульманисовской клики до про. возглашения Латвийской ССР. Уже были написаны Л. Квином и изданы его первые книги—приключенческие по вести «Экспресс следует в Будапешт» (Бар. наул, 1955), «Тени исчезают на рассвете» (там же, 1956 и 1957), повесть в рассказах «В те дни» (Москва, Детгиз, 1956), сборни ки рассказов «Мальчишечьи тайны» (Бар наул, 1956), «Озорники» (Новосибирск, 1957, Барнаул, 1959), «Палатки в степи» (Моск ва, Детгиз, 1957, Барнаул, 1958, Ташкент, Еш Гвардия, 1960). Затем вышли «Город не спит» (Детгиз, 1960) и «Что принесет утро» (Детгиз, 1962). Эти повести продолжали те му, начатую циклом «В те дни». Не случайно приведен здесь перечень уже вышедших к этому времени книг Л. Квина. Из него явствует, что писатель работал напряженно и успешно,- нашел но вые для себя темы, подсказанные ему быст ротекущим нашим временем. Но ждал сво его часа материал, без которого Лев Квин не мыслил своей писательской судьбы. «Город не спит» — повесть. «Что прине сет утро» —тоже повесть. Так обозначил жанр сам автор. Но в 1963 году вышла книга «Город не спит», в которую вошли обе повести. А жанр автор определил как роман. И в первом, и во втором случае Квин не погрешил против истины. Дело здесь от нюдь не в том, что границы между жанра ми всегда размыты и не могут быть четки ми, как на чертеже. Две повести образовали роман потому, что автор задумал именно роман, и вопло тил «свой замысел строго и дальновидно, рассказав о судьбах людей маленькой стра ны в годы, когда социальные конфликты достигают апогея, а мир на планете висит на волоске — уже кликушествуют Гитлер и Муссолини, уже разносит эфир грохот кованых сапог и лязг танковых гусениц вермахта. Легко увидеть, какой сложный узел про тиворечий должен осветить Лев Квин, ре шив изобразить Латвию конца 30-х и на чала .40-х годов. Тут и ярый антисоветизм ульманисовской верхушки, и жестокое По давление недовольных, и нарастание на родного протеста, и деятельность подполь- щиков-революционеров... Неминуемо воз никает тема неизбежности выбора для каж дого —вне борьбы остаться невозможно. Задача писателя была особенно трудной еще и потому, что он брался за изображе ние пластов действительности, еще не ос военных русской советской литературой. Да и. в латышской литературе Латвия пред военных ЛеТ нашла свое отражение только в эпических романах Вилиса Лациса «Буря» и «К новому берегу», ставших заметным явлением в литературной жизни страны. Л. Квин писал роман «Город не спит», адресуясь к детской и молодежной ауди тории. Это, разумеется, ничуть не облег чало работу —чем сложнее действитель ность, тем труднее рассказать о ней юным читателям, не впадая в грех упрощен чества и декларативности. Острый, поистине детективный сюжет ле жит в основе каждой книги романа. Но эта острота не имеет ничего общего с облег- ченностью —живые, убедительные .характе 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2