Сибирские огни, 1982, № 5
I ' • «Я похож на дорогу, по которой столетья шагал...» Было бы несправедливым сказать, что главенствующими мотивами в ' алтайской тээзии являются исторические реминисцен ции, воспевание лишь прошлого ро'дной зем ли. Все познается в сравнении. Так и поэ зия Горного Алтая, говоря о давних временах, всегда остается зорко современ ной. В органическом единстве прошлого и настоящего видится поэтам тот социальный и духовный рост отчей земли, который она претерпела за годы Советской власти. От радно, цто рядом с мастерами алтайской поэзии поднимается новое поколение в ли тературе, представленное именами Д. Беле кова, А. Самунова, Г. Елемовой, В. Тепуко- ва, Ш. Туйменова и другими. И для них Алтай — хранилище не только эпических сказаний, начиная с легендарного «Янгара», но и «новой песни черед». Проходит время, изменяется язык поэіии. Если герои Л. Ко нышева впервые заговорили языком наро да, если песенную речь алтайцев обострен но чувствуют А. Адаров и А. Ередеев, то ее новое звучание мы можем ощутить в стихах П. Самыка и Ш. Шатинова. Меняется сам характер лирического героя алтайской поэзии. Твердое «мы», с которым выступили три поэта-новатора А. Адаров, Э. Палкин и Л. Кокышев в конце 50-х годов, явилось и обращением народа: К новой жизни мы шли, крепко сидя в седле. Сто веков прокатились, и пришло наше время, И не гости теперь мы на этой земле. Мы хозяева здесь, мы, кочевников племя. П бревод Е. Храм ова Постепенно слова восторга, слова, про звучавшие после многих столетий молчания, сменились размышлениями, где уже звучит не громогласное «мы», а слышится личност ное начало, окрепшее и вставшее на ноги свое «я»: Я — алтаер, человек древний, Так с чего же это я буду Петь распятому Христу гимны, Магрмета почитать, Будду? П еревод И . Ф онякова Может, поэт несколько и преувеличивает, впадает в крайность, славя свою языческую родословную... Суть не в этом. Его заботит другая сверхзадача, выраженная предельно ясно: «Миру скажу об Алтае я...» Вот такое понимание личной причастности к делам, к свершениям своих земляков, равно как и к культуре, к истории народа — двуединые крылья современной алтайской поэзий. Психология современного алтайца, пропу щенная через себя, находит свое интересное Моя ль земля с избытком не богата) Моя ли сторона не хороша! Эркемен П а л к и н . Из поэмы «Амыр» выражение в поэзии Бориса Укачина, про низывая ее в лучшей книге поэта «Голос снега» (1978 г.): Лечу. Подъем самолета крут. Кажется мне, что и сам расту я. Нет нам преград на пути. Маршрут Прям. Обнятъ готов высоту я. П еревод А. П р еловского , В стихах этих-уже видится символическое обобщение, гиперболизация возможностей современного человека, для которого пои стине нет ничего недостижимого. Герой Укачина уже смотрит на родную землю не с горного, перевала, а С борта самолета, окидывая единым взором всю ее бескрай нюю ширь. По-иному воспринимает день нынешний лирический герой Аржа-на Адарова, поэта, отмечающего в этом году свое 50-летие. Взгляд его более земной, но не заземленный. Походка его тяжелее, чем искрометный по лет поэтики Укачина. Поэтому и стихи Ар- жана Адарова, основательные по своей от делке, уверенные по мастерству, читаются как гимн человеку-творцу, человеку-созида- телю: Исполинское солнце В свой час над горами вставало — И не спавшим всю ночь За работой меня заставало, И луна удивлялась: - — Откуда упорство такое? По природе, по крови Я весь — отрицанье покоя! П еревод И. Ф онякова Не скажешь,-что алтайскую поэзию сегод ня делают одиночки. Богатство стилей, твор ческих направлений... Неодномерность пони мания мира, различное использование фольклорного наследия... И все-таки алтайская литература молода (в этом году исполняется 25 лет образова ния здесь творческого союза), молода по своей сути. «Когда-то,— вспоминал Павел Кучияк,—• / долгими осенними или зимними ночами па стухи, охотники соберутся, бывало, под мохнатым кедром у яркого костра. После чашки горячего чая выкурит один из них трубку листового табака и ударит указа тельным пальцем правой руки по двум стру нам топшура. Звук струны, свитой из кон ского волоса, так нежен, что кажется, будто снег вокруг костра от этого струнного звука тает. И вот начинается горловая песня — кай». Эта песня, которая поется под отблески дальних кочевий, под немеркнущий свет очага, под электрическое сияние наших дней, с новой силой звучит и сегодня в ' творчестве поэтов Горного Алтая. ❖ I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2