Сибирские огни, 1982, № 5
Даже иноязычные поэты, бывавшие в Горном Алтае, становились как бы зрячее к природе, к ее уникальному совершенству. «Тонкая луна —коготь орла»,—Тонко под мечал Иван Брошин. Образ пальцев, «как дикие пчелы», голосов, «как рыжее пламя», выделял в ал тайской поэзии Ромен Роллан. «Сравнивать силу и глубину впечатления от землй, от красок, от звуков, от запахов Горной Ойротии ни с чем нельзя, природа все здесь устроила на «превосходную сте пень»,—писала Мариэтта Шагинян. Размышления 0 природных началах приве ли алтайскую лирику к высоким образцам философской поэзии. Иначе и быть не могло. Медитативность, как размышляющее начало в лирике, пришло на смену событийности по эзии с ее ярко выраженной прозаичностью. В свою очередь медитативность обуславли вается усложнением человеческого мировос приятия, раскрепощением творческих сил народа. Поэтому философская лирика не яв ляется лишь субъективным показателем ро ста того или иного художника —она по- своему точно и зримо отражает свое время, время духовного, нравственного начала в жизни общества.- В этой связи хочется привести тонкую и изящную миниатюру Бориса Укачина, ис полненную умело скрытой недосказанностью, глубиной смысла. Начало этого стихотворения весьма про заично, даже в чем-то игриво: По горной узенькой тропе. Опасливо ступая, Сошла к серебряной реке Босая женщина в венке — Пастушка молодая. П еревод А. П реловского Буколическое развитие сюжета следует и дальше: Мгновенный всплеск! Она в воле Кружится, приседает; И ветер, путаясь в волне, Ей косы расплетает... Читатель ждет появления прекрасного мо лодого джигита... Как того и требует эта картинка. Но стоп!.. .„Навстречу ей, Опасности не чуя. Метнулась Вдруг из-за ветвей Красавица косуля.., И вот, увидев друг друга, встретились, за мерли, задрожалй, как тонкая листва, «два совершенных существа в момент, нежданной встречи». Стихи заканчиваются прекрасными стро ками: Вновь раздается тонкий свист — Все глубже Их смятенье... О, не спеши, остановись И в горной речке отразись, Прекрасное мгновенье! Автор легко и ненавязчиво, с доброй улыбкой высвечивает для нас близость, тре петность отношений человека и животного мира, их хрупкость и ранимость. Не достиг нув соответствующей высоты психологиче ского мастерства, конечно было бы трудно так уверенно решить эту сценку. Бывшие на протяжении многих столетий (если не тысячелетий) кочевниками, алтай цы, конечно, во всем зависели от природы. Отпечаток национальной психологии остро чувствуется и в поэзии современных авто ров Горного Алтая. Если, скажем, в рус ской лирике момент трагической раздвоен ности существования человека и природы порождал немало великолепных стихотво рений (начиная с тютчевских строк «Не то, что мните вы, природа...»), то лирический конфликт алтайской поэзии перенесен скорее из сферы философской в нравственную пло скость. Природа для алтайца — и мать, <и кормилица, которую необходимо беречь; заступница и защитница, которая укро ет от неприятеля, которая поможет спастись... Потому-то дружество с природой, кровная, с ней связь столь проникновенно воспевает ся певцами горного края. Пейзаж в алтай ской поэзии, в лучших ее образцах, проду ман до мельчайших деталей. В отличие, скажем, от кавказской лирики мы здесь не найдем примет-символов, неких опознава тельных знаков, стершихся от многочислен ных употреблений (таких, как «папахи гор», «бурки лесов» и т. д.). Пейзажные зарисов ки в алтайской поэзии всегда конкретны и всегда поэтически возвышенны, в них видит ся глаз охотника и зверолова. Борис Слуц кий, говоря о поэтике Бориса Укачина, очень точно подметил- «Звери и птицы гор — и живые, и мифологические, живущие только в преданиях, — алтайская тайга, быстрые грохочущие реки и заснеженные перевалы описаны Укачиным с натуры, как с натуры резали и отливали зверей и птиц древние скифские мастера. Трудно говорить об изучении жизни, о вторжении в жизнь в применении к этим стихам. Они —частица жизни, частица вечной алтайской природы...» Открывая книги поэтов Горного Алтая, сразу же попадаешь в этот жизненный, пре ломленный в высокую поэзию, мир. Каскад ярких образов точных деталей, смелость сравнений и живость метафор буквально завораживает; Ночь. Алтай. Луна — как сережка. Четкий профиль горной гряды. Можно трубку, привстав немножко, Раскурить от любой звезды. П еревод И. Ф онякова Эти строки Бориса Укачина можно про должить стихами Бронтоя Бедюрова: Белый снег. Звонкий воздух. В обугленном небе зоркие звезды, как рысьи глаза в темноте. П еревод Я. К озловского А тут уже вспоминаются пейзажные зари совки А. Ередеева, К. Козлова, Г. Кондако ва, Ш. Шатинова... Высоко горит звезда гор в алтайской поэзии!.. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2