Сибирские огни, 1982, № 5
«Мой Алтай, прекрасный, как сказанье!» «...Ведут путешественников тропы Горного Алтая. Поворот за поворотом, подъемы — спуски, вершины — подножия, истоки — устья, кряжи — долины. Шаг — и новая страна ». Сергей З а л ы г и н . Тропы Алтая В одной из бесед с автором этих строк Расул Гамзатов высказал справедливую мысль: «Если мы посмотрим на современ ную советскую литературу и постараемся выделить ее ведущие темы, то их будет не так-то и мало. Но вот, перебирая их, мы убеждаемся, что все они сводятся к трем основным: дом —дорога —возвращение. Причем, только в такой развивающейся пос ледовательности. Что я под ними понимаю? Возьмем дом —символ родного очага, того кровного, что единит нас с землей наших предков. И в социальной, и в нравственной сферах жизни «дом» занимает немалое ме сто. Потеряв его, человек превращается в перекати-поле, лишается своих корней. За тем обратимся к «дороге». Это —вечное движение, поиск всего лучшего, неуспокоен ность, одержимость. И в конечном счете — расставание, столь привычное в наше время, с родным домом, саклей, избой, юртой, то есть уход в города, обретение нового жили ща, нового дома... И, наконец, «возвраще ние». Под этим понимаю не конкретный приход назад, а обращение к вечным цен ностям, к главнейшим человеческим обязан ностям, ко всему святому —к своей истории, к своей родословной, к своим истокам, то есть возвращение к самому себе» Читая книги писателей Горного Алтая, ви дишь правоту этих слов в главном, правда с одной поправкой, очень важной для ал тайцев: тема так называемого «возвраще ния» не суть объективное состояние лишь современного этапа развития алтайской ли тературы, она, эта тема, изначально присут ствовала в прозе и в поэзии Горного Алтая, варьировалась почти в каждой книге на различных этапах литературного развития. Собственно, «возвращения» как такового и не было, существовало «укоренение» лите ратуры в тех ценностях, которые были за щищены, за которые народ оплатил нема лой кровью. Такое «укоренение» имело две немаловажные причины, сразу придавшие алтайской литературе «лица необщее выра жение», поставившие ее в ряд самобытных и оригинальных. Во-Первых, сильное влияние оказывало и продолжает оказывать фольклорное нас ледие народа, которое, пожалуй, как ниг де в нашей стране, близко стоит к современ ной письменной литературе. В одном твор ческом союзе работают и профессиональные поэты, и народные сказители-кайчи, допол няя друг друга, создавая тот уникальный сплав, который и рождает черты истинной самобытности. «Становление алтайской поэ зии,-—справедливо пишет критик В. Чичи- нов,—имеет свою специфику, вытекающую1 1 «Собеседник». Литературно-критический еже годник. Издательство «Современник». 1981, с. 62. из особенностей национальных традиций ху дожественного развития народного созна ния». Далее мы подробнее остановимся на этом интереснейшем процессе, сейчас же важнее выделить главное: а именно то, что и становление, и развитие алтайской поэзии проходило и проходит не параллельно, а со вокупно с самовыражением устно-поэтиче ской традиции. Вторая причина заключается в более позднем по времени, чем в других младо письменных литературах, начале качествен но нового скачка вперед, выразившемся в выходе на всесоюзную арену ярких писатель ских дарований. Собственно, впервые широ ко и многоголосо литература Горного Ал тая заявила о себе с конца 50-х годов, ког да, после окончания Литературного инсти тута выпустили свои первые книги в пере водах Аржан Адаров, Эркемен Палкин и Лазарь Кокышев. Не умаляя заслуг таких родоначальников алтайской поэзии, как П. А. Чагат-Строев, П. В. Кучияк и других, все ж необходимо сказать, что лирические стихи, поэмы тех лет Адарова, Эркемена (так, лишь именем-, Палкин подписал свой первый сборник) и Кокышева несли на себе печать уже вполне сложившегося мировоз зрения, эстетических пристрастий, устано вившегося литературного языка. Конец 50-х годов. Алтайская литература с первых же шагов, происходивших в годы творческого подъема всех сил советского народа, развития ленинских принципов де мократии, обратилась к подлинным ценно стям народной жизни, наметила те творче ские координаты, которые затем плодотвор но углубляются и расширяются новыми по колениями. Адаров, Эркемен и Кокышев сразу и осознанно пошли по этой дороге, су лившей немало открытий и, надо сказать, замеченной в те годы многими, о чем, к при меру, свидетельствует отзыв Владимира Лу- говского на дипломную работу студента Ли тературного института Эркемена Палкина: «Он описывает природу кистью широкой и смелой, людей —с большой душой и внима нием. Отчетливо видит их достоинства и не достатки, не скрывая ни тех, ни других. В нем горит чувство первооткрывателя (выде лено мною.—В. Д.) своей страны. И гово рит он о ней словами новыми, захватываю щими». Без пафосйой дидактики, искренне и чест но молодые поэты открывали читателю свою землю, говорили о ней без ложной высокопар ности, а словами, идущими из глубины души и сердца. Будучи далеко от горных вершин Алтая, от родных аилов, от своих родителей и любимых, учась в Москве, они как бы по- новому, иным зрением, всматривались в свою родину, понимая, что ее современность и история еще малоизвестны читателям стра 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2