Сибирские огни, 1982, № 5

«Мой Алтай, прекрасный, как сказанье!» «...Ведут путешественников тропы Горного Алтая. Поворот за поворотом, подъемы — спуски, вершины — подножия, истоки — устья, кряжи — долины. Шаг — и новая страна ». Сергей З а л ы г и н . Тропы Алтая В одной из бесед с автором этих строк Расул Гамзатов высказал справедливую мысль: «Если мы посмотрим на современ­ ную советскую литературу и постараемся выделить ее ведущие темы, то их будет не так-то и мало. Но вот, перебирая их, мы убеждаемся, что все они сводятся к трем основным: дом —дорога —возвращение. Причем, только в такой развивающейся пос­ ледовательности. Что я под ними понимаю? Возьмем дом —символ родного очага, того кровного, что единит нас с землей наших предков. И в социальной, и в нравственной сферах жизни «дом» занимает немалое ме­ сто. Потеряв его, человек превращается в перекати-поле, лишается своих корней. За­ тем обратимся к «дороге». Это —вечное движение, поиск всего лучшего, неуспокоен­ ность, одержимость. И в конечном счете — расставание, столь привычное в наше время, с родным домом, саклей, избой, юртой, то есть уход в города, обретение нового жили­ ща, нового дома... И, наконец, «возвраще­ ние». Под этим понимаю не конкретный приход назад, а обращение к вечным цен­ ностям, к главнейшим человеческим обязан­ ностям, ко всему святому —к своей истории, к своей родословной, к своим истокам, то есть возвращение к самому себе» Читая книги писателей Горного Алтая, ви­ дишь правоту этих слов в главном, правда с одной поправкой, очень важной для ал­ тайцев: тема так называемого «возвраще­ ния» не суть объективное состояние лишь современного этапа развития алтайской ли­ тературы, она, эта тема, изначально присут­ ствовала в прозе и в поэзии Горного Алтая, варьировалась почти в каждой книге на различных этапах литературного развития. Собственно, «возвращения» как такового и не было, существовало «укоренение» лите­ ратуры в тех ценностях, которые были за­ щищены, за которые народ оплатил нема­ лой кровью. Такое «укоренение» имело две немаловажные причины, сразу придавшие алтайской литературе «лица необщее выра­ жение», поставившие ее в ряд самобытных и оригинальных. Во-Первых, сильное влияние оказывало и продолжает оказывать фольклорное нас­ ледие народа, которое, пожалуй, как ниг­ де в нашей стране, близко стоит к современ­ ной письменной литературе. В одном твор­ ческом союзе работают и профессиональные поэты, и народные сказители-кайчи, допол­ няя друг друга, создавая тот уникальный сплав, который и рождает черты истинной самобытности. «Становление алтайской поэ­ зии,-—справедливо пишет критик В. Чичи- нов,—имеет свою специфику, вытекающую1 1 «Собеседник». Литературно-критический еже­ годник. Издательство «Современник». 1981, с. 62. из особенностей национальных традиций ху­ дожественного развития народного созна­ ния». Далее мы подробнее остановимся на этом интереснейшем процессе, сейчас же важнее выделить главное: а именно то, что и становление, и развитие алтайской поэзии проходило и проходит не параллельно, а со­ вокупно с самовыражением устно-поэтиче­ ской традиции. Вторая причина заключается в более позднем по времени, чем в других младо­ письменных литературах, начале качествен­ но нового скачка вперед, выразившемся в выходе на всесоюзную арену ярких писатель­ ских дарований. Собственно, впервые широ­ ко и многоголосо литература Горного Ал­ тая заявила о себе с конца 50-х годов, ког­ да, после окончания Литературного инсти­ тута выпустили свои первые книги в пере­ водах Аржан Адаров, Эркемен Палкин и Лазарь Кокышев. Не умаляя заслуг таких родоначальников алтайской поэзии, как П. А. Чагат-Строев, П. В. Кучияк и других, все ж необходимо сказать, что лирические стихи, поэмы тех лет Адарова, Эркемена (так, лишь именем-, Палкин подписал свой первый сборник) и Кокышева несли на себе печать уже вполне сложившегося мировоз­ зрения, эстетических пристрастий, устано­ вившегося литературного языка. Конец 50-х годов. Алтайская литература с первых же шагов, происходивших в годы творческого подъема всех сил советского народа, развития ленинских принципов де­ мократии, обратилась к подлинным ценно­ стям народной жизни, наметила те творче­ ские координаты, которые затем плодотвор­ но углубляются и расширяются новыми по­ колениями. Адаров, Эркемен и Кокышев сразу и осознанно пошли по этой дороге, су­ лившей немало открытий и, надо сказать, замеченной в те годы многими, о чем, к при­ меру, свидетельствует отзыв Владимира Лу- говского на дипломную работу студента Ли­ тературного института Эркемена Палкина: «Он описывает природу кистью широкой и смелой, людей —с большой душой и внима­ нием. Отчетливо видит их достоинства и не­ достатки, не скрывая ни тех, ни других. В нем горит чувство первооткрывателя (выде­ лено мною.—В. Д.) своей страны. И гово­ рит он о ней словами новыми, захватываю­ щими». Без пафосйой дидактики, искренне и чест­ но молодые поэты открывали читателю свою землю, говорили о ней без ложной высокопар­ ности, а словами, идущими из глубины души и сердца. Будучи далеко от горных вершин Алтая, от родных аилов, от своих родителей и любимых, учась в Москве, они как бы по- новому, иным зрением, всматривались в свою родину, понимая, что ее современность и история еще малоизвестны читателям стра­ 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2