Сибирские огни, 1982, № 5

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ( % Вадим Дементьев ПЛАМЯ ПОЭЗИИ АЛТАЯ В доме одного алтайского поэта я видел своеобразный талисман-ладанку: в неболь­ шом мешочке из кожи была зашита частица пуповины, то, что когда-то соединяло плод с материнской утробой, что навечно привязы­ вает человека к матери-земле, к своей роди­ не. Вряд ли мы найдем более точное сравне­ ние для алтайской поэзии, чем вот такая кровная пуповина, связывающая многих алтайских поэтов с той землей, на которой они родились. Она, эта земля, жемчужина Сибири, жемчужина Азии, по словам Нико­ лая Рериха, видела не одни лишь восхити­ тельные по своей красоте закаты и восхо­ ды, но и зловещую тень порабощения, истребления того народа, который мирно' кочевал в ее долинах, который слагал сво­ бодолюбивые песни, чтобы Вечным Словом остаться в памяти потомков. С пронзитель­ ным чувством современный поэт напоминает о том далеком, но не забытом времени: Ходили в небе коршуны кругами, И каменная баба на кургане Спросила вдруг на языке моем: — Кто ты? — Алтаец... — И заплакал камень Слезами счастья: — Значит, бой с веками Ты выиграл? Так, значит, мы — живем? Значит, живет и то Слово, которое было завещано сотнями поколений алтайцев, за­ вещано современным певцам края. О них, об их творчестве и писались эти заметки, которые, конечно же, не охватыва­ ют всех многогранных сторон поэзии Горно­ го Алтая, всех ее представителей. Цель этих наблюдений — иная: показать, чем интерес­ 154- Сто костров в темноте горят... Огонь — их общий отец. Борис У к а ч и н на и самобытна поэзия алтайцев, какое творческое участие она принимает в общесо­ юзном литературном процессе, как по-ново­ му она смотрит на человека, нашего совре­ менника, что открывает в нем, какие черты видит в будущем. Разговор без скидок, без оговорок на малый возраст алтайской письменности... Ибо сказано же с полной исторической ответственностью: «Перепрыг­ нул я веков бездны, перепрыгнул я эпох го­ ры». Наступило время оглянуться, подвести итоги нелегкому в прошлом и счастливому в настоящем социальному и культурному пути развития алтайского народа. И только ли алтайского? «...Советский народ,— подчеркивал Лео­ нид Ильич Брежнев,— это уже не просто сумма наций, которые живут бок о бок в одном государстве, под одной, так сказать, крышей. У наших людей, независимо от их национальной принадлежности, есть много общих черт, которые объединяют их в одно монолитное целое. Это — общность идеоло­ гии, общность исторических судеб. Это — общность условий социально-экономической жизни, коренных интересов и целей. Это — развивающаяся общность советской социа­ листической культуры, которая вбирает в себя истинные ценности каждой националь­ ной культуры». Таким образом, задача современного ис­ следователя литературного процесса видит­ ся сегодня неизмеримо шире, чем прежде: на примере одного показать путь многих, на примере общего выявить частное. С такой диалектической последовательностью мы и обращаемся к творчеству современных поэ­ тов страны, Поэтов «народа ста народов», по меткому выражению Юлиана Тувима.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2