Сибирские огни, 1982, № 5

уже много лет гордится Горный Алтай. Коль разговор идет о кае и кайчи, я не могу не сообщить еще об одной радости, которая связана с именем моего друга Таныспая Шинжина. Недавно выяснилось, что Таныспай Шин- жин в течение ряда лет молча работал с известным в Горном Алтае чорчокчи 1 Н. К. Ялатовъш, осуществил запись огромного эпоса «Янар», насчитывающего более трид­ цати четырех тысяч стихотворных строк... Об этом сказании есть свидетельства из­ вестного исследователя эпоса Горного Ал­ тая доктора филологических наук Сазона Саймовича Суразакова в одной из статей, напечатанных в «Ученых записках» Горно- Алтайского НИИИЯЛ (1958 г., выпуск II, стр. 95). Кроме того, С. С. Суразаков об алтай­ ском «Янаре» (по его транскрипции «Дьан- гаре») довольно подробно говорил в своем докладе, прочитанном на Всесоюзной кон­ ференции в 1972 году в Элисте. Текст до­ клада алтайского ученого напечатан в том же году в сборнике «Проблемы алтаистики и монголоведения», откуда можно привести следующие его строки: «У алтайцев сущест­ вовал свой «Джангар» — «Дьангар». В эту эпопею входило 77 древних героических сказаний...» О находке Т. Б. Шинжина говорю я до­ вольно настойчиво, поскольку «Янар» имеет отношение и к имени Николая Улагашева. Об этом свидетельствует статья проф. Л. П. Потапова (журн. «Советская этнография», 1944 г., № 6), в которой ученый вспоминает свою встречу с Улагашевым. Крупный ал­ тайский сказитель своему гостю при беседе сообщил о бытовании в Горном Алтае очень большого эпического произведения «Янар», о батыре, живущем в «вечнозеленой стране». Лично я нисколько не сомневаюсь, что «Янар» вызовет со временем большой ин­ терес среди народа и ученого мира, займет свое достойнбе и почетное место. А может быть, кто знает, станет во главу угла фоль­ клорного мира алтайского народа, ибо 1 Ч о р ч о к ч и —сказочник, рассказчик. «Янар» является сводным эпосом. В нем действуют многие герои известных ныне ал­ тайских сказаний. Так что нам остается лишь от души позд­ равить друг друга с такой значительной на­ ходкой одного из великих эпических творе­ ний народа и спокойно обдумать эту находку. * * * Десять лет назад беседовали мы і Л. И. ІТлагашевой... Пройдут еще десятилетия. Но замечательные народные поэмы — «Алтай- Буучай», «Алтын-Коок», «Алып-Манаш», «Малчы-Мерген» и многие другие, записан­ ные от великого Николая Улагашева, будут всегда находиться на сияющей вершине ал­ тайской культуры. Мы никогда не забываем и гордимся тем, что, исследуя творческое наследие Николая Улагашевича Улагашева и других сказите­ лей, многие наши земляки стали кандидата­ ми наук. Сегодня еще тщательнее, кропот­ ливее изучаются новыми поколениями мо­ лодых и способных людей наш всенародно любимый эпос, другие жанры устного твор­ чества. Растут новые алтайцы, в душах ко­ торых свет современного разума и дерзно­ венный дух больших возможностей. И эти люди стараются продолжить прекрасные традиции своих предшественников, приоб­ щиться к эстетике народного гения. Покуда будет жить и трудиться мой ал­ тайский народ,— будет звучать наш язык, обогащаясь силами и сокровищами языков и культур всех народов нашей самой интер­ национальной в мире страны. Будет расти и крепнуть среди других больших и малых литератур наша новая, письменная, алтай­ ская литература. Я уверен, что в этом добром и прекрас­ ном поэтическом многоголосье будет сильно и незамолкаюше звучать древнее слово ал­ тайского кайчи Николая Улагашевича Ула­ гашева, живым ритмом будет стучать его мудрое и много испытавшее сердце.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2