Сибирские огни, 1982, № 5

всегда встречала меня. А от почты до квартиры деда, по меньшей мере, 500—600 шагов. Конечно, надо учесть и то обстоятельство, что в то время Ойрот-Тура была не таким, как нынешний Горно-Алтайск. Тогда по улицам и грязным переулкам Ойрот-Туры не бе­ гало столько машин. Их было совсем не видать. Тихие и пустые улицы. Коль не мешают другие шумы, куда же деться музыке кая, если не задеть моего уха. Но голос деда все равно был мощным. В жизни своей я много слышала исполнителей кая, но такого до сих пор не хватает мне. У деда большая грудь, оттого-то у него дыхание длинное. Голос долго переливался, словно там, где-то в гортани, имел он какие-то перекаты и через них беспрерывными потоками бежали бурливые и чистые волны звуков. Б. У. Николай Улагашевич Улагашев —человек довольно счастливый. Он в 1939 го­ ду одним из первых, наряду с такими классиками советской литературы, как Алексей Толстой, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, был награжден орденом «Знак Почета». Народный сказитель был отмечен народным правительством —это знаменательно. Л. И. Да, сказки, я бы сказала, живут в крови, в душе народа! Любое народное словесное творение, подумайте сами,—маленькая сказочка или огромный эпос,—- прежде всего кому адресовано? С какой целью и зачем, спрашивается, создавался этот коллек­ тивный труд? Конечно, это жажда народа, мечтающего изменить окружающий мир, сделать жизнь свою лучше и красивей. Люди верили в свои слова и дела. Ведь я же говорила, что мой дед, проживший большую и долгую жизнь, глубоко и искренне верил в действительность тех событий, о которых он сам пел и рассказывал. Б. У. Скажите, а как относится теперешняя молодежь Чолушмана к алтайскому каю, героическому эпосу, сказителям? Л. И. Что ответить? Вот факты жизни: где-нибудь на пастушьей стоянке, особенно в летнее время (ведь овцеводы далеко к белкам перекочевывают), хорошо, если есть приемник. Спасибо .им, приемникам. При помощи их наши пастухи и их дети через горы и долы слушают голос родины. Говорю громкие слова?.. Но это на деле так!.. Вот по областному эфиру, допустим, звучит кай или народные песни. Я сама не один раз за­ мечала и видела своими глазами, как молодые собираются вокруг радиоприемника, словно из-под земли встал кто-нибудь из кайчи и пришел к ним в гости. А среди этой молодежи много школьников. Они в летние каникулы находятся на стоянках, у роди­ телей. Слушая радио, некоторые юноши и девушки сами учатся играть на национальных инструментах. Интересуются топшуром, комусом, играют на икили '. Молодежь никто не заставляет играть на этих древних инструментах. К сожалению, в наших школах пока нет специальных уроков, чтобы научиться играть на них. Конечно, при этом никто не хочет отвергнуть, например, баян или гитару. Даже если и захочешь, ничего не полу­ чится —воля времени не зависит от нашей прихоти. Далее хочу подчеркнуть и такую немаловажную деталь. Вы знаете наш Чолушман и его людей. В здешних местах еще в прошлом веке построен монастырь. И потому-то тутошние алтайцы-теленгиты с давних времен приняли крещение. Чисто алтайские пес­ ни, музыкальные инструменты были отвергнуты церковниками. Чолушманскне алтайцы редко поют народные песни. Народные музыкальные инструменты почти забыты. А те­ перь начинается новое рождение, там и тут стали звучать наши мелодии... В нашем Ула- ганском аймаке даже мало людей с алтайскими именами. Жива еще церковная тради­ ция, послушайте: Магдалина, Онуфрий, Трифон, Севастьян, Исаак, Авраам... При помощи церковных запретов, насилия попы всеми силами старались погасить языческий дух народа, но, оказывается, вынуть душу народа невозможно. С приходом нового вре­ мени, Советской светлой власти, народное возродилось и возвращается к народу, вновь им осваивается. Всюду сегодня знают имя Алексея Григорьевича Калкина. Хотя он ныне живет в Усть-Канском аймаке, но является уроженцем нашего Улаганского, так сказать, креще­ ного аймака. Сказитель он очень хороший, и советского времени сказитель. Я с большой охотой слушаю передачи о нем, как он ездит почти по всей стране, пропагандируя ал­ тайский кай. Я горжусь его именем, как именем родного деда. Иногда мне даже кажет­ ся, что будто воскрес мой дед и снова продолжает петь. Алексей Григорьевич Калкин еще юношей встречался с моим дедушкой... Сейчас у нас много стихов, поэм. Много выходит книг на алтайском языке —сбор­ ники рассказов, повести, даже толстые романы есть. То есть хочешь читать —выбирай на ‘ Т о п шу р , и к и л и — струнные муз. инструменты алтайцев, комус —метал­ лический щипковый, род варгана. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2