Сибирские огни, 1982, № 5

экскаватора полтора часа простояли, у те­ бя какая-то, говоришь, шестеренка полома­ лась. Поехали к другому экскаватору —там тоже ремонт. К третьему экскаватору мет­ нулись, а там очередь под погрузкой ско­ пилась, еще час стояли. День провертелись, а толку ни шиша. Ни себе в карман, ни госу­ дарству. Одни убытки. — А когда я шестеренку в экскаваторе менял, торопился, пот с меня в тридцать три ручья лил, ты что в это время делал? Отдыхал? —к своему смыслу поворачивал Станислав. ♦ — ОтдыхІ —шалел, взвинчивался шо­ фер.—Да я сидел в кабине и нервами тряс­ ся, тебя с твоей шестеренкой материл на все лады. А нервы ведь не восстанавлива­ ются. — Ага, не отдыхал, значит. Просто си­ дел. У тебя как бы свое дело было: сидеть и трястись нервами и меня материть,— уже с издевательской усмешкой щурился экскаваторщик.—А почему бы тебе не вы­ лезти из кабины и не помочь мне? — Как это? — А так. Представь. Раскинь воображе­ ние. У меня в экскаваторе поломка. Ты и другие водители, к моему экскаватору зана­ ряженные, берутся помогать мне: один за запчастью на базу мчится, другой вместе со мной болты откручивает... У тебя что поломалось, я тут же к тебе с помощью... Представь. Одним, значит, комплексом,— Станислав говорил доверительно.—У меня меньше простоев —мне и тебе выгода. У тебя высокая выработка —тебе и мне вы­ годно, то есть опять же не кому-то одному, а обоим вместе. И так же другим водите­ лям. — Это бы хорошо. Попробовать можно,— соглашались шоферы. О своих расчетах молодой коммунист Станислав Бурый рассказал на партийном собрании участка, а потом в штабе стройки. Не все слушавшие, от кого зависел пере­ ход на новую организацию работы, были согласны с ним. Возражали: — Как же это можно объединять, если профиль работ совершенно разный: у одних транспортировка, у других это самое черпанье, копанье. Да и во всем остальном тут разные линии. — Линии разные, верно. Но интерес-то общий,—отстаивал Станислав. — У нас у всех интерес общий,—резон­ но отвечали ему.—Что ж, теперь и ломать все устоявшиеся строительные подразделе­ ния? Не получится ли анархия? — Я не берусь судить, как там еще где- то в других звеньях получится,—горячился Станислав,—Я говорю только о своем уча­ стке, о своем конкретном объекте. Тем бо­ ле, что на КАМАЗе мы уже пробовали. — Нет, нет. На КАМАЗе, там другие ус­ ловия. И климатические, и структурно-ор­ ганизационные, и, если хотите, психологи­ ческие... Механически переносить- опыт не годится. Пошли разговоры о том, что, дескать, Станислав Бурый печется больше о своем личном заработке. «Что ж,—уже спокойно рассудил Стани­ слав,—пошел я в наступление с голыми руками, разве убедишь!» Начал он записывать в тетрадь каждо­ дневную свою работу, все плюсы и минусы. Поминутно все раскроил. И так лее поми­ нутно все фиксировал у ' автотранспортни­ ков. Шоферы делились с ним своими забо­ тами. На очередном собрании —а было это не обычное собрание, а районная партийная конференция —он выступил уже более до­ казательно, имея перед собой на трибуне письменные расчеты. «На стройке экскава­ торный парк немногочислен,—говорил он,— и в то же время экскаваторы у нас повсе­ местно используются с низким коэффици­ ентом, отсюда и недогрузка автотранспор­ та». Была создана и официально узаконена первая опытная комплексная бригада в со­ ставе одного экскаватора и нескольких БелАЗов. И поручили бригаде строить до­ рогу на карьер. В тот месяц экскаватор Станислава переработал на 10 тысяч кубо­ метров грунта больше, чем прежде. Дорога была построена. А тут новая нужда: срочно надо засы­ пать площадку под базу Госснаба. Админи­ страция собрала всех механизаторов объ­ екта, объявила: — Будем все работать по методу Бурого, то есть единым комплексом. И бригадиром назначаем Бурого. — Позвольте, но я пока работал только с небольшой бригадой,—начал возражать Станислав. — Ты добивался комплекса. Вот и полу­ чай в свое распоряжение всех механизато­ ров. Создавай единый комплекс. Неужто на попятный? Нет, на попятный идти было нельзя. Ста­ нислав согласился. Бригада разбухла до невероятных размеров. Только одних гру­ зовых автомашин поступило в его распоря­ жение больше тридцати. На всех рабочих прораб выписал единый наряд: вот, дес­ кать, действуйте теперь сами, как знаете, проявляйте всякую инициативу. Но не все рабочие оказались морально подготовленными к такому крутом/ шагу. Привыкли продвигаться по испытанной ко­ лее —механизаторы себе кубометры скре­ бут, автомобилисты тонно-километры на ко­ леса накручивают. Если план не вытягива­ ют, можно друг на друга грехи свалить: вот, мол, неувязочка тут вышла, не было запчастей, бензина, смазки. При надобности можно целый ворох причин отыскать. А что же касается зарплаты, то... тут можно и приписочку допустить, как бы вроде исклю­ чения, в силу особых обстоятельств. В Си­ бири на стройках эти обстоятельства, к со­ жалению, еще кое-кого выручают. И на этот раз как-то выручили. Стара­ тельным и ленивым заплатили одинаково. Наряд был закрыт не по конечным резуль­ татам, а по «воображаемому объему». — Начальству виднее,—пряча глаза, от­ ходили с деньгами от кассы с улыбочкой те, кто не привык напрягаться. А иные и раз­ жигали в себе убеждение: —А что? В Си­ бирь я приехал, да чтобы еще и без большо­ го заработка быть. Дудки! Раз мы приехали, нам обеспечь красивую жизнь, плати по­ ровну, чтоб не обидно. Идея комплексности таким образом была скомпрометирована. — Ну вот, а вы нам внушали. А вышло- то, оказывается, вон что,—теперь уже уп­ 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2