Сибирские огни, 1982, № 5
экскаватора полтора часа простояли, у те бя какая-то, говоришь, шестеренка полома лась. Поехали к другому экскаватору —там тоже ремонт. К третьему экскаватору мет нулись, а там очередь под погрузкой ско пилась, еще час стояли. День провертелись, а толку ни шиша. Ни себе в карман, ни госу дарству. Одни убытки. — А когда я шестеренку в экскаваторе менял, торопился, пот с меня в тридцать три ручья лил, ты что в это время делал? Отдыхал? —к своему смыслу поворачивал Станислав. ♦ — ОтдыхІ —шалел, взвинчивался шо фер.—Да я сидел в кабине и нервами тряс ся, тебя с твоей шестеренкой материл на все лады. А нервы ведь не восстанавлива ются. — Ага, не отдыхал, значит. Просто си дел. У тебя как бы свое дело было: сидеть и трястись нервами и меня материть,— уже с издевательской усмешкой щурился экскаваторщик.—А почему бы тебе не вы лезти из кабины и не помочь мне? — Как это? — А так. Представь. Раскинь воображе ние. У меня в экскаваторе поломка. Ты и другие водители, к моему экскаватору зана ряженные, берутся помогать мне: один за запчастью на базу мчится, другой вместе со мной болты откручивает... У тебя что поломалось, я тут же к тебе с помощью... Представь. Одним, значит, комплексом,— Станислав говорил доверительно.—У меня меньше простоев —мне и тебе выгода. У тебя высокая выработка —тебе и мне вы годно, то есть опять же не кому-то одному, а обоим вместе. И так же другим водите лям. — Это бы хорошо. Попробовать можно,— соглашались шоферы. О своих расчетах молодой коммунист Станислав Бурый рассказал на партийном собрании участка, а потом в штабе стройки. Не все слушавшие, от кого зависел пере ход на новую организацию работы, были согласны с ним. Возражали: — Как же это можно объединять, если профиль работ совершенно разный: у одних транспортировка, у других это самое черпанье, копанье. Да и во всем остальном тут разные линии. — Линии разные, верно. Но интерес-то общий,—отстаивал Станислав. — У нас у всех интерес общий,—резон но отвечали ему.—Что ж, теперь и ломать все устоявшиеся строительные подразделе ния? Не получится ли анархия? — Я не берусь судить, как там еще где- то в других звеньях получится,—горячился Станислав,—Я говорю только о своем уча стке, о своем конкретном объекте. Тем бо ле, что на КАМАЗе мы уже пробовали. — Нет, нет. На КАМАЗе, там другие ус ловия. И климатические, и структурно-ор ганизационные, и, если хотите, психологи ческие... Механически переносить- опыт не годится. Пошли разговоры о том, что, дескать, Станислав Бурый печется больше о своем личном заработке. «Что ж,—уже спокойно рассудил Стани слав,—пошел я в наступление с голыми руками, разве убедишь!» Начал он записывать в тетрадь каждо дневную свою работу, все плюсы и минусы. Поминутно все раскроил. И так лее поми нутно все фиксировал у ' автотранспортни ков. Шоферы делились с ним своими забо тами. На очередном собрании —а было это не обычное собрание, а районная партийная конференция —он выступил уже более до казательно, имея перед собой на трибуне письменные расчеты. «На стройке экскава торный парк немногочислен,—говорил он,— и в то же время экскаваторы у нас повсе местно используются с низким коэффици ентом, отсюда и недогрузка автотранспор та». Была создана и официально узаконена первая опытная комплексная бригада в со ставе одного экскаватора и нескольких БелАЗов. И поручили бригаде строить до рогу на карьер. В тот месяц экскаватор Станислава переработал на 10 тысяч кубо метров грунта больше, чем прежде. Дорога была построена. А тут новая нужда: срочно надо засы пать площадку под базу Госснаба. Админи страция собрала всех механизаторов объ екта, объявила: — Будем все работать по методу Бурого, то есть единым комплексом. И бригадиром назначаем Бурого. — Позвольте, но я пока работал только с небольшой бригадой,—начал возражать Станислав. — Ты добивался комплекса. Вот и полу чай в свое распоряжение всех механизато ров. Создавай единый комплекс. Неужто на попятный? Нет, на попятный идти было нельзя. Ста нислав согласился. Бригада разбухла до невероятных размеров. Только одних гру зовых автомашин поступило в его распоря жение больше тридцати. На всех рабочих прораб выписал единый наряд: вот, дес кать, действуйте теперь сами, как знаете, проявляйте всякую инициативу. Но не все рабочие оказались морально подготовленными к такому крутом/ шагу. Привыкли продвигаться по испытанной ко лее —механизаторы себе кубометры скре бут, автомобилисты тонно-километры на ко леса накручивают. Если план не вытягива ют, можно друг на друга грехи свалить: вот, мол, неувязочка тут вышла, не было запчастей, бензина, смазки. При надобности можно целый ворох причин отыскать. А что же касается зарплаты, то... тут можно и приписочку допустить, как бы вроде исклю чения, в силу особых обстоятельств. В Си бири на стройках эти обстоятельства, к со жалению, еще кое-кого выручают. И на этот раз как-то выручили. Стара тельным и ленивым заплатили одинаково. Наряд был закрыт не по конечным резуль татам, а по «воображаемому объему». — Начальству виднее,—пряча глаза, от ходили с деньгами от кассы с улыбочкой те, кто не привык напрягаться. А иные и раз жигали в себе убеждение: —А что? В Си бирь я приехал, да чтобы еще и без большо го заработка быть. Дудки! Раз мы приехали, нам обеспечь красивую жизнь, плати по ровну, чтоб не обидно. Идея комплексности таким образом была скомпрометирована. — Ну вот, а вы нам внушали. А вышло- то, оказывается, вон что,—теперь уже уп 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2