Сибирские огни, 1982, № 5
Свои существенные коррективы вносит смена времен года. За лето континенты (и соответственно воздух над ними) нагрева ются сильнее, чем окружающие моря, зи мой же — все наоборот. И что происходит? Разность температур между материками и водными пространствами порождает муссон ную циркуляцию, которая меняет направле ние в зависимости от времени года: летом морской воздух втягивается на континенты, а с наступлением холодов, напротив, отте кает обратно. Другие поправки в калькуляцию погоды привносятся рельефом материков с их гор ными системами, степями, раскаленными песками пустынь, диктуются перепадом тем ператур на границах ледяных полей, над лесными массивами и даже такими малостя ми, как состояние поверхности небольших озер. Скажем, вторглись по весне на бога тую озерами территорию массы холодного воздуха — можно уверенно сказать, что погода в районе озера, поверхность которо го все еще схвачена льдом, будет совер шенно иной, нежели над соседним, которое успело уже растаять, пусть расстояние между ними — какая-нибудь сотня кило метров. Когда на далекой Чукотке возник поселок Певек (преобразованный полтора десятка лет назад в город), тут же возникла и проб лема прогнозирования Южака — свирепого ветра, который время от времени обрушива ет на людей свои ураганные вихри. Они со провождаются резким падением атмосфер ного давления и, напротив, скачком вверх температуры воздуха, которая, бывает, под нимается на два-три десятка градусов. Сила же ветра такова, что он порою срывает кры ши, поднимает в воздух вельботы, валит портальные краны, рвет высоковольтные провода, а железные бочки из порта гонит, случается, по льду океана до острова Рау- тан. Неудивительно, что в городе введено правило: при скорости ветра тридцать мет ров в секунду закрываются школы, при со рока — освобождаются от работы женщины, при сорока пяти — категорически запреща ется пешеходное движение. Наблюдения, ведущиеся на протяжении вот уже сорока лет, показали: Южак не подчиняется никаким законам периодично сти, ждать его можно в любое время. Кро ме того, никто не в состоянии предсказать, сколько будет свирепствовать очередная орда вихрей — час, день или неделю? И еще одна загадка: Южак бывает только в самом Певеке. Достаточно отойти от города на несколько километров на за пад, на восток, на север или даже на юг, откуда он наваливается, и ветра как не бы вало! И что же оказалось? Южак формируется стоящей за городом маленькой возвышен ностью (всего полкилометра над окружаю щей местностью), которая торчит, будто кость в горле, на пути юго-восточного потока воздушных масс и деформирует, отклоняет часть этого потока, резко усиливает турбу лентные процессы. Стоило это понять — точ нее, стоило поверить, что этакой хребтинке по силам существеннейшим образом влиять на погоду, и метеорологи начали с небыва лой долей вероятности (в 85 случаях из 100) предупреждать земляков об очередных на шествиях грозной стихии. Чудачества хребтинки под Певеком — конечно же, лишь третьестепенная частность, крохотная пустяковинка на фоне глобальных процессов, происходящих в атмосфере. Од нако не из таких ли пустяковинок и скла дываются те поправки, которые самым не ожиданным образом влияют на глобальные процессы, на всю систему суша — вода — воздух? Людям все чаще приходится убеж даться в необыкновенной чувствительности этой системы. После очередного пребывания на около земной орбите наши космонавты доставили пленку, с которой была напечатана серия фотографий океана. В общем-то, на них все выглядело обычным, никакого семигла вого дракона не обнаружилось, но два сним ка невольно привлекли внимание: на одном в кадр попало пассажирское судно, позади которого клубилась бурунная стежка, на другом, сделанном на следующем витке, уже оказалась... цепочка облаков, образо вавшихся над этим участком океана и точно копирующих конфигурацию трассы корабля. ТЕГУСИГАЛЬПА. Подобной катастрофы Гондурас не знал на протяжении 150 лет: в результате обрушившегося урагана по гибли тысячи людей, почти полностью уничтожены посевы, под водой оказалось около половины территории страны. Пара лизованы морские порты и аэродромы, раз рушены электростанции, прервана телефон ная и телеграфная связь. Ущерб, как пола гают, превышает миллиард долларов. По требуется не менее десяти лет, чтобы вос становить разрушенное хозяйство... Сентябрь, 1978. Ученые как-то попытались замерить энер гию, выделяемую во время обычной по си ле грозы,— она примерно эквивалентна энергии взрыва полутора десятков водород ных бомб. А для того, чтобы повторить шторм в океане, потребовалось бы кидать по бомбе в секунду. И что же: глобальная система, манипулирующая поистине гигант скими силами природы, может, выясняется, реагировать на этакую малость — след от корабля! Прошел корабль, царапнул океан — и вот уже над царапиной зависла стайка облаков. Примчится ветер, поманит за собой, и по плывут они в неведомые дали, братаясь в пути с новыми стайками и косяками, пока не прольются где-то дождем или не осыплют ся звездопадом снежинок, или не станут «глазом бури», несущей смерть и разруше ния... . Хребтинка на пути воздушного потока, царапинка на океане, озеро, не успевшее затянуться ледяной пленкой,— сколько их, этаких малостей, пустяковинок? Надо ду мать, счет идет на миллионы, если даже столь крупных событий, как грозы, ежеднев но фиксируется до семидесяти пяти тысяч. Конечно, важны не только размеры, но и время жизни. Скажем, хребтинка под Певе ком действует постоянно, по принципу веч ного двигателя, зато действует на весьма ограниченной территории. Кучевые облака, несущие дождь или снег, живут один-два часа, но раскидываются, бывает, ,на полсот ни километров. Ну, а жизненное простран ство такого явления, как циклон, простира- 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2