Сибирские огни, 1982, № 5

Марьке мой крик —потеха, оскаляется, а сама к Машке подкра­ дывается. Схватилась я за кочережку, замахнулась, тут и дверь хлоп­ нула: Амыр-Санаа вошел, из-за его плеча Шура Тискинекова выгляды­ вает. Амыр своим появлением так напугал Марьку, что она кошкой метнулась в дверь, будто не пьяная вовсе, легко вскинулась в седло и ускакала и про ташаур свой забыла. Плюнув вслед Марьке, Амыр распорядился: — Собирайся, Василиса! Деревня поедешь. Лечиться тебе нада. Шуру прислал председатель коз пасти... Зачем кудюр ходила? Зачем Алтынай не слушалась? И я так решил: нельзя тебе тайга оставаться! .Поправишься, назад приедешь, Самохвалов так говорил. Подумала я, подумала и согласилась. Увез меня тогда Амыр-Санаа в село, ставни заколоченные распахнул, воды из речки принес, печь за­ топил и говорит: — Не горюй, Василиса. Может, найдется еще твой Саввушка. Бу- руха —нету, Саввушка —нету, а кости их где, если аю их драл? Я три дня вокруг кудюр искал. Нигде, никаких следов нет, где медведь пиро­ вал. ТаН не бывает, я тайга хорошо знаю. Люди это сделал. Поживем, подождем, правда придет. Не ищи больше сынка, не нада. Пропадешь! Алтынай тут трава давал, заваривай кипяток, пей, поправляйся... Пой­ ду я с Таныспаем беседовать... Сын мой с фронта вернулся домой. Не время хвалиться, а все ж я очень сейчас счастливый, Василиса. Не оби­ жайся толька. Я и тебе счастья желаю. Ждать нада... Мужа ждать... Федька ждать... Егора ждать... Саввушка ждать... Много тебе ждать на­ да. Не горюй! Вместе твое счастье ждать будем... На другой день Иннокентий Семенович ко мне наведался, выбрал время. Он сроду-то никого в беде не оставлял, а я и вовсе у него на особом счету: с тятей нашим они всю жизнь закадычными дружками бы­ ли. Молока с фермы привез, несеяной ячменной муки килограмма три выписал, творогу старушка его послала, картофельных драников. Пот­ чует он меня гостинцами, а я ему свое твержу: — Зря я согласилась приехать! Зря вы меня с толку сбили! Здо­ ровая, я! Мне в тайге, на стоянке быть надо! Как там козы? Как Маш­ ка, Карын без меня? А он себе улыбается в усы, покачивает лысой, лобастенькой голо­ вой и, так только старики могут, раз за разом повторяет одно и то же: — Нельзя тебе, Васа, в тайгу! Никак нельзя... Тоска горючая зама­ ет. А тут люди... Много людей, и у каждого своя беда, так что сверх меры носиться со своей не будешь. Вот потому, когда добрые люди вместе, их никакое горе не заломает. Если я тут же не скажу в ответ что-нибудь, он снова начинает свою молитву: — Нельзя тебе, Васа, в тайгу! Никак нельзя... Пока он дочитывает вдругорядь, у меня новые доводы вот они: * — Самой от себя и среди людей не спрятаться. Если не поправ­ люсь с собою, и тут думы, и тут вина за Саввушку настигнет. Отпусти, Семеныч! — Ошибаешься ты, Васенька! Коль на миру и смерть красна, то жизнь и вовсе краше, пусть даже ока и горькая. А насчет Саввушки напрасно ты убиваешься! Не верю я в то, что медведи его вместе с Бу- рухой задрали. Никаких следов разбоя мы не нашли. — Про это Амыр-Санаа мне уже говорил... Тогда где же они? Не дух же святой их на небо утащил. —■Нет, не дух, Василиса Мироновна... Есть у меня одна верная мыслишка... — Какая?! —встрепенулась я вся. — Недавно был тайком в Едигане Плюха Плешков. Помнишь... его в тридцатом за убийство уполномоченного на Север сослали? Мо­ жет, сбежал, может, освободили его, кто знает, вот он и пожаловал в родные места сыночка попроведать. Бабоньки наши сообщали мне, что кто-то у Акима Плешкова в бане живет, Олимпия туда десять раз на 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2