Сибирские огни, 1982, № 4
— Охотиться, что ли, решил? —удивился Пуд Ильич. — Сейчас не время для охоты на ондатру,—ответил Лазарь, под гребая пылающие ветки под котелок. Пуд Ильич, лежа на спине и глядя в небо, спросил: — А у вас там водятся ондатры? — Есть, но в последнее время повыбили их много вот такие рьяные Васьки. Мех ондатры ценится. Быстро же размножился зверек, хотя и привезли его из Америки. — Ондатру из чужой земли привезли, и она прижилась,— говорю я.—Вот завезти бы наших зайцев в другие районы. — Тем более, что он исчезает во многих местах,— подхватил Лазарь. — Говорят, они вырождаются. Я бы, например, привез из Оймякона зайцев. На вертолете. Пожалуйте вам —свежая кровь, плодитесь. Охо титься можете люди, в свое удовольствие, только не истребляйте, а умно жайте зверей,—размечтался я. — К этой работе привлеки и общественность. Особенно охотинспек- торов. Теперь они только гоняются за людьми, пугают их. Устроят заса ду и поймают браконьера только после того, как тот набьет зверья. Их будто й не интересует нарушение закона, для них главное — оштра фовать. Вернулся, приплясывающей походкой, Васька с пустыми руками. — Что? Обхитрила тебя ондатра? —усмехнулся Пуд Ильич. — Сейчас не сезон на ондатру,—сказал Лазарь. — Шкурка ондатры всегда хороша,— Васька мрачно сунул ружье в чехол.—Она большие рубли дает... Это что за веревка? —Васька ука зал на лиственницу с дарами.—Понавесили всякой всячины! — Это дары духу дороги,—объяснил Лазарь. — От чего же спасают эти самые тряпки да бутылки? — Что ты, что ты! Не говори так,—испуганно одернул Ваську Ла зарь.— В такой глухомани грех кидаться бездумными словами. — А-а, мистика! —отмахнулся Васька. Благодаря охотничьей расторопности Лазаря еда очень быстро сва рилась. Лазарь подошел к лиственнице, привязал волос с гривы коня и принес жертву огню из приготовленной еды, приговаривая: Имеющей восемь застежек Западной дороги дух, Имеющей девять застежек, Громкозвучной дороги главный дух, Господин наш дедушка* Хатан Суоджуйа! Вспоминая твое славное имя, Угостили тебя лучшей нашей едой! Дай нам добрый знак на восьми излучинах своих Ниспошли нам счастье на девяти изгибах своих! Да будет тебе славаі — На охоте не чувствуешь радости,'если не приносишь жертву ог ню,— сказал Пуд Ильич, бросая в огонь оладьи с маслом.—Неплохой это обычай. ѵ‘ — Почему? — Он у охотников, у людей, пробуждает бережное отношение к при роде, уважение к ней. — А! Ерунда! — Нет, приношение даров —не ерунда! — рассердился Пуд Иль ич.—Природа — наше богатство, наша кладовая. Человек должен бе речь природу. Он сам — часть природы. Поэтому и поклоняется ей, в об разах добрых духов. — Все это бабушкины сказки. Религия! Суеверие! — Нет, я думаю, что в этом мало религии, а больше преклонения перед природой! — Сколько же нам еще идти? — спросил Васька у Лазаря. — Меньше пройденного,—ответил Лазарь. " - 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2