Сибирские огни, 1982, № 4

Работать учителем я начал в школе, где работает и Пуд Ильич. В первый год под руководством Андрея Кузьмича мы организовали... ну, праздники, что ли, под названием: «Золотая осень», «День охотника», «Встречая весну», «Здравствуй, лето!». Как молодой биолог, я горячо помогал Андрею Кузьмичу. Особенно я запомнил первую «Золотую осень». Ежегодно у нас, где-то в середине сентября, бывают два-три исклю­ чительно ясных, солнечных дня. И вот праздник «Золотая осень» обычно подгоняли мы к таким дням. Желтые березки, леса! Убранные, умытые, чистые аласы! Прохладный воздух! Время, когда человек становится трудолюбив и энергичен! Птицы и животные, нагулявшись за лето в сочной зелени, становятся упитанными и красивыми. И никаких тебе комаров. Чудное время! Вся школа ожила: выставка картин на тему осени, сочинения на тему осени, выбор маршрутов, подготовка к походу — радость, восторг, воодушевление. И всеобщим дирижером был Андрей Кузьмич. Помню, я пошел со своим пятым классом. Вернулись счастливые, собрав гербарии, коллекции, этнографический материал. Мои ребята особенно были оживлены тем, что поймали раненную охотниками утку- чирка. Спорили о том, как с ней быть: убить и сделать чучело или выле­ чить и держать у себя. Девочки ни за что не хотели убивать. И маль­ чишки, у которых вскоре угас проснувшийся мужской охотничий азарт, тоже согласились оставить птицу в живых. Я и сейчас помню блестящие глазенки ребят, которые радовались, что спасли утку и сделали полезное дело. Утку передали в пришкольный живой уголок. Вылечив, весной они отпустили ее на волю. — Увы! В этом году мы не провели «Золотой осени»,—мрачно прогудел Пуд Ильич. — Почему? — Дела Тараканова,— Пуд Ильич наконец-то кончил истребление съестного и^со смаком закурил папиросу.—Осенью на педсовете приня­ ли постановление встретить юбилей высокими достижениями. Рост про­ центов успеваемости задерживала математика. Новый завуч, Тараканов, предложил прежде всего взяться за повышение успеваемости по матема­ тике. Директор поддержал завуча, учителя тоже. Это понятно: кому охо­ та встретить столетний юбилей школы плохими показателями? Что от этого можешь получить, кроме выговоров? Тут переплетаются общест­ венные интересы с личными.—Пуд Ильич любит порассуждать лежа.— Успеваемость в учебе —по ней оценивается работа школы. — Это правда. — В таких случаях в центре оказываются предметы, по которым есть отстающие. Вот поэтому Тараканов и превознес математику. , — И что же он сделал? — Вот здесь-то и зарыта собака! Здесь стало ясным, что новый за­ вуч не имеет никаких способностей к воспитательной работе. Анекдот! — Пуд Ильич засмеялся.— Представляешь, чтобы повысить значение ма­ тематики, он додумался до того, что предложил поставить в райцентре памятник... математике. — Как это? — я от удивления даже присел. — А черт его знает как! Ты же знаешь,' что Тараканов языком спо­ собен из песка веревки вить, но так и не смог толкнуть на эту глупость районное руководство. Потом он решил учить математике родителей, чтобы они помогали детям готовить домашние задания. И эта фантазия провалилась. Но «Золотую осень» он не дал провести, мол, это мешает занятиям. — А Андрей Кузьмич? — Его не стали слушать. В юбилейной суматохе про все забыли! Пришкольный участок, живой уголок, музей, географическая площад­ ка,— все по боку, кроме процентов. Андрей Кузьмич решил уйти из нашей школы! — Неужели отпустят такого учителя? 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2