Сибирские огни, 1982, № 4
Работать учителем я начал в школе, где работает и Пуд Ильич. В первый год под руководством Андрея Кузьмича мы организовали... ну, праздники, что ли, под названием: «Золотая осень», «День охотника», «Встречая весну», «Здравствуй, лето!». Как молодой биолог, я горячо помогал Андрею Кузьмичу. Особенно я запомнил первую «Золотую осень». Ежегодно у нас, где-то в середине сентября, бывают два-три исклю чительно ясных, солнечных дня. И вот праздник «Золотая осень» обычно подгоняли мы к таким дням. Желтые березки, леса! Убранные, умытые, чистые аласы! Прохладный воздух! Время, когда человек становится трудолюбив и энергичен! Птицы и животные, нагулявшись за лето в сочной зелени, становятся упитанными и красивыми. И никаких тебе комаров. Чудное время! Вся школа ожила: выставка картин на тему осени, сочинения на тему осени, выбор маршрутов, подготовка к походу — радость, восторг, воодушевление. И всеобщим дирижером был Андрей Кузьмич. Помню, я пошел со своим пятым классом. Вернулись счастливые, собрав гербарии, коллекции, этнографический материал. Мои ребята особенно были оживлены тем, что поймали раненную охотниками утку- чирка. Спорили о том, как с ней быть: убить и сделать чучело или выле чить и держать у себя. Девочки ни за что не хотели убивать. И маль чишки, у которых вскоре угас проснувшийся мужской охотничий азарт, тоже согласились оставить птицу в живых. Я и сейчас помню блестящие глазенки ребят, которые радовались, что спасли утку и сделали полезное дело. Утку передали в пришкольный живой уголок. Вылечив, весной они отпустили ее на волю. — Увы! В этом году мы не провели «Золотой осени»,—мрачно прогудел Пуд Ильич. — Почему? — Дела Тараканова,— Пуд Ильич наконец-то кончил истребление съестного и^со смаком закурил папиросу.—Осенью на педсовете приня ли постановление встретить юбилей высокими достижениями. Рост про центов успеваемости задерживала математика. Новый завуч, Тараканов, предложил прежде всего взяться за повышение успеваемости по матема тике. Директор поддержал завуча, учителя тоже. Это понятно: кому охо та встретить столетний юбилей школы плохими показателями? Что от этого можешь получить, кроме выговоров? Тут переплетаются общест венные интересы с личными.—Пуд Ильич любит порассуждать лежа.— Успеваемость в учебе —по ней оценивается работа школы. — Это правда. — В таких случаях в центре оказываются предметы, по которым есть отстающие. Вот поэтому Тараканов и превознес математику. , — И что же он сделал? — Вот здесь-то и зарыта собака! Здесь стало ясным, что новый за вуч не имеет никаких способностей к воспитательной работе. Анекдот! — Пуд Ильич засмеялся.— Представляешь, чтобы повысить значение ма тематики, он додумался до того, что предложил поставить в райцентре памятник... математике. — Как это? — я от удивления даже присел. — А черт его знает как! Ты же знаешь,' что Тараканов языком спо собен из песка веревки вить, но так и не смог толкнуть на эту глупость районное руководство. Потом он решил учить математике родителей, чтобы они помогали детям готовить домашние задания. И эта фантазия провалилась. Но «Золотую осень» он не дал провести, мол, это мешает занятиям. — А Андрей Кузьмич? — Его не стали слушать. В юбилейной суматохе про все забыли! Пришкольный участок, живой уголок, музей, географическая площад ка,— все по боку, кроме процентов. Андрей Кузьмич решил уйти из нашей школы! — Неужели отпустят такого учителя? 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2