Сибирские огни, 1982, № 4
дотворно работает в этом направлении И. Гоголев, чье творчество подробно просле жено в одной из лучших глав книги, кото рая так и названа «Вечный поиск волшебст ва». Н. Тобуроков не берет на себя смелость дать широкую, панорамную картину якут ской поэзии. Однако благодаря умелому подбору имен поэтов и высокой литерату роведческой квалификации, с какой написан им портрет каждого, исследователю вполне удалось отобразить основные тенденции раз вития одной из самых молодых и ярких ли тератур народов Сибири. «Вечный поиск волшебства», обогативший якутскую, и не только якутскую, но и всю советскую поэ зию блестящими открытиями, продолжа ется. Ю. ВЕТКИН Саха народней ырыалара (Якутские народ ные песни. Составители Эргис Г. У., Алек сеев Н. М., Емельянов Н. В., Ойунская С. П.) Якутск, Якутское кн. изд-во, часть первая — 1976, часть вторая — 1977, часть третья — 1980. Научный редактор трехтомника П. Е. Еф ремов так представляет во вступлении к первой части этот капитальный груд, это интереснейшее издание: «Институт языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР, начиная с 1947 года, выпускает по жанрам лучшие образцы фольклорных произведений с па раллельным русским переводом. Этой рабо той в течение многих лет руководил извест ный советский фольклорист, ныне покойный Г. У. Эргис. «Якутские песни» были подготовлены к изданию еще' в 1967 году. В настоящем вы пуске предлагается только первая часть подготовленного к изданию материала — «Пеони о природе». Включенные® книгу про изведения разделены на пять групп: «Миро здание», «Времена года», «Явления приро ды», «Родные места», «Растительный и жи вотный мир»... Вторая часть издания имеет подзаголовок «Песни о труде и быте» и составлена из се ми . разделов —«Песни о труде», «Песни о промыслах», «Песни ысыаха и хороводных танцев», «'Песни о любви», «Песни о семей ном быуе», «Песни о бытовых предметах», «Песни о социальных противоречиях и клас совой борьбе». Третья часть -представляет песни совет ского периода —о революции и граждан ской войне, о колхозной нови, пеони о тру де, об Отечественной войне, о Советской Родине, коммунизме, Ленине и партии. Книги снабжены примечаниями, где со держится достаточное количество информа ции об опубликованных текстах, краткими словарями мифологических, географических понятий и выражений и малоупотребитель ных слов. Кроме того, есть раздел «сокраще ния», расшифровывающий принятые в изда нии сокращения и одновременно являющий ся кратким сводом библиографии и имен ным указателем. Все это делает книгу говорящей, раскрытой, связывает ее с труда ми фольклористов, ставит в ряд с извест ными изданиями образцов народного твор чества. Теперь поговорим и поразмыслим о том бесценном богатстве, которое содержат эти три празднично оформленных тома (ху дожники А. П. Мунхалов, А. А. Киренский, Ю. И. Вотяков). Приведу только одну фразу из песни «Изначальная страна»: С седалищ ем из тундрового моря, с зависим остью от северного моря, с окраинам и из западного моря, с к раям и из южного моря... С узорны м и травам и и деревьям и — срединная цветущ ая стран а моя. седая и -Почтенная стран а моя у к раси лась колы бельным и детьми... Какой широкий, всеохватный и в то же вре мя тонкий и пристальный взгляд! Какое ве ликое спокойствие светлого чувства! Какое мощное дыхание природно здоровой, трудо вой, естественной жизни! Якутские песни не просто перечисляют все сущее, в них основной, основополагаю щий мотив —это единство всего на земле единство мира людей и космоса. Человече ский голос побуждает звучать бесчисленный хор существ и предметов, более того —че ловеческий голос побуждает звучать каче ства и свойства гор, тундры, оленя, куро патки, и—самое, может быть, удивитель ное —душа человеческая в песнях якутов способна тонко иточно резонировать на лю бой звук, цвет, форму, движение, состояние мира, времени —и в макроскопическом, и в микроскопическом их выражении. Эпическое звучание песен совмещается с предельным динамизмом, в них нет ничего статичного, завершенного до неподвижно сти. Характерно —каждая строка велико лепной, пышной, роскошной песни о лете завершается глаголом — ьэ... буо-о!.. ы м чатая синева утвердилась, бархатистая синева прим еш алась... А далее разлив глаголов, цветущее поле глаголов: похорошела, расцвела, приукра сился, принарядился, зазеленел, заговорила, ободрилась, водворилась, увеличилась, раз- далися, разыгралась, появилось, загремели, осчастливил... И наконец —финал песни, гимн летней благодати: С щ едрым вым енем скот потучнел. С могучим выменем — похорош ел... Песни якутов —это ключ к их миропони манию, психологии. Скажем, зная отноше ние к зиме, отраженное в русском фольк лоре,—зимушка, время удали, катание на санях и т. д.—не логично ли было бы пред положить, что и в песнях якутов отразится нечто подобное, ибо уж где-где, а в Яку тии —зима действительно классическая и по холодам, и по продолжительности. Но вот гениальная песня «Бык Зимы» открывает нам совсем иноеі и понимаешь, что другой песни о зиме, чтобы понять якута, после этой —не надо! Я процитирую ее без разбивки на от дельные стихи: «С первого разу, как соби рается наступить восьмимесячная грозная, горькая зима, на восьмой день второй поло вины шестого месяца, прямо с западной стороны, в глубоком ущелье снежно-дедя- ной горы —темный, как тень, бык зашеве- 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2