Сибирские огни, 1982, № 4

дотворно работает в этом направлении И. Гоголев, чье творчество подробно просле­ жено в одной из лучших глав книги, кото­ рая так и названа «Вечный поиск волшебст­ ва». Н. Тобуроков не берет на себя смелость дать широкую, панорамную картину якут­ ской поэзии. Однако благодаря умелому подбору имен поэтов и высокой литерату­ роведческой квалификации, с какой написан им портрет каждого, исследователю вполне удалось отобразить основные тенденции раз­ вития одной из самых молодых и ярких ли­ тератур народов Сибири. «Вечный поиск волшебства», обогативший якутскую, и не только якутскую, но и всю советскую поэ­ зию блестящими открытиями, продолжа­ ется. Ю. ВЕТКИН Саха народней ырыалара (Якутские народ­ ные песни. Составители Эргис Г. У., Алек­ сеев Н. М., Емельянов Н. В., Ойунская С. П.) Якутск, Якутское кн. изд-во, часть первая — 1976, часть вторая — 1977, часть третья — 1980. Научный редактор трехтомника П. Е. Еф­ ремов так представляет во вступлении к первой части этот капитальный груд, это интереснейшее издание: «Институт языка, литературы и истории Якутского филиала СО АН СССР, начиная с 1947 года, выпускает по жанрам лучшие образцы фольклорных произведений с па­ раллельным русским переводом. Этой рабо­ той в течение многих лет руководил извест­ ный советский фольклорист, ныне покойный Г. У. Эргис. «Якутские песни» были подготовлены к изданию еще' в 1967 году. В настоящем вы­ пуске предлагается только первая часть подготовленного к изданию материала — «Пеони о природе». Включенные® книгу про­ изведения разделены на пять групп: «Миро­ здание», «Времена года», «Явления приро­ ды», «Родные места», «Растительный и жи­ вотный мир»... Вторая часть издания имеет подзаголовок «Песни о труде и быте» и составлена из се­ ми . разделов —«Песни о труде», «Песни о промыслах», «Песни ысыаха и хороводных танцев», «'Песни о любви», «Песни о семей­ ном быуе», «Песни о бытовых предметах», «Песни о социальных противоречиях и клас­ совой борьбе». Третья часть -представляет песни совет­ ского периода —о революции и граждан­ ской войне, о колхозной нови, пеони о тру­ де, об Отечественной войне, о Советской Родине, коммунизме, Ленине и партии. Книги снабжены примечаниями, где со­ держится достаточное количество информа­ ции об опубликованных текстах, краткими словарями мифологических, географических понятий и выражений и малоупотребитель­ ных слов. Кроме того, есть раздел «сокраще­ ния», расшифровывающий принятые в изда­ нии сокращения и одновременно являющий­ ся кратким сводом библиографии и имен­ ным указателем. Все это делает книгу говорящей, раскрытой, связывает ее с труда­ ми фольклористов, ставит в ряд с извест­ ными изданиями образцов народного твор­ чества. Теперь поговорим и поразмыслим о том бесценном богатстве, которое содержат эти три празднично оформленных тома (ху­ дожники А. П. Мунхалов, А. А. Киренский, Ю. И. Вотяков). Приведу только одну фразу из песни «Изначальная страна»: С седалищ ем из тундрового моря, с зависим остью от северного моря, с окраинам и из западного моря, с к раям и из южного моря... С узорны м и травам и и деревьям и — срединная цветущ ая стран а моя. седая и -Почтенная стран а моя у к раси лась колы бельным и детьми... Какой широкий, всеохватный и в то же вре­ мя тонкий и пристальный взгляд! Какое ве­ ликое спокойствие светлого чувства! Какое мощное дыхание природно здоровой, трудо­ вой, естественной жизни! Якутские песни не просто перечисляют все сущее, в них основной, основополагаю­ щий мотив —это единство всего на земле единство мира людей и космоса. Человече­ ский голос побуждает звучать бесчисленный хор существ и предметов, более того —че­ ловеческий голос побуждает звучать каче­ ства и свойства гор, тундры, оленя, куро­ патки, и—самое, может быть, удивитель­ ное —душа человеческая в песнях якутов способна тонко иточно резонировать на лю­ бой звук, цвет, форму, движение, состояние мира, времени —и в макроскопическом, и в микроскопическом их выражении. Эпическое звучание песен совмещается с предельным динамизмом, в них нет ничего статичного, завершенного до неподвижно­ сти. Характерно —каждая строка велико­ лепной, пышной, роскошной песни о лете завершается глаголом — ьэ... буо-о!.. ы м чатая синева утвердилась, бархатистая синева прим еш алась... А далее разлив глаголов, цветущее поле глаголов: похорошела, расцвела, приукра­ сился, принарядился, зазеленел, заговорила, ободрилась, водворилась, увеличилась, раз- далися, разыгралась, появилось, загремели, осчастливил... И наконец —финал песни, гимн летней благодати: С щ едрым вым енем скот потучнел. С могучим выменем — похорош ел... Песни якутов —это ключ к их миропони­ манию, психологии. Скажем, зная отноше­ ние к зиме, отраженное в русском фольк­ лоре,—зимушка, время удали, катание на санях и т. д.—не логично ли было бы пред­ положить, что и в песнях якутов отразится нечто подобное, ибо уж где-где, а в Яку­ тии —зима действительно классическая и по холодам, и по продолжительности. Но вот гениальная песня «Бык Зимы» открывает нам совсем иноеі и понимаешь, что другой песни о зиме, чтобы понять якута, после этой —не надо! Я процитирую ее без разбивки на от­ дельные стихи: «С первого разу, как соби­ рается наступить восьмимесячная грозная, горькая зима, на восьмой день второй поло­ вины шестого месяца, прямо с западной стороны, в глубоком ущелье снежно-дедя- ной горы —темный, как тень, бык зашеве- 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2