Сибирские огни, 1982, № 4
Читаем наскальные надписи Лену, слуша ем говор ленских волн. Истинная мудрость народа и великая сила его души и природы сливаются и звучат в этих четверостишьях. Люди в м и р при ходят н е зря, не затем , чтоб в м иг отцвести, а затем , чтоб, добро творя, им бессм ертие обрести. Надо с отроч ества понять непрелож ны й один закон: чтоб хоть п рути к с зем ли поднять, сотвори поясной поклон. * Трудно удержаться от того, чтобы не при вести хотя бы еше одно четверостишье, крупинку золота, блеснувшую в коротком взмахе ленской волны. Не узнйю я вкуса сл ез — горек или сладок Твой вк у с,— пока, ж и зн ь не поняв всерьез, сам губам и и х не коснусь. НЕЛЛИ ЗАГОРОДНАЯ Николай Тобуроков. Вечный поиск волшеб ства, Якутск, Якутское кн. изд-во, 1981. Эта книга привлекает к себе уже одним своим названием. Она — о поэтах. А что такое поэзия, как не «вечный поиск вол шебства», и что такое труд поэта,- как не добыча из «песка» повседневности тех жем чужин и самородков, которые и превраща ют нашу обыденную жизнь в чудо, без ко торых жизнь наша была бы унылым, тусклым существованием? Вместе с тем — и это, пожалуй, самое главное — содержание книги очень точно соответствует ее поэтическому названию. Посвятив свою работу нескольким якутским поэтам, принадлежащим к разным поколе ниям, Н. Тобуроков сумел проследить ос новные этапы и вехи развития всей якутской поэзии, показал, как в процессе этого «веч ного поиска волшебства» расширялась, обо гащалась ее тематика и проблематика, со вершенствовались приемы и способы худо жественного отображения действительности. Якутская литература, как известно, при надлежат к числу младописьменных, поэто му в ней, особенно в начальный период ее существования, сильно дает о себе знать влияние фольклора. Однако уже зачинатели якутской литературы такие, как А. Кула- ковский, П. Ойунский, С. Элляй, стремились творчески подойти к образцам устного на родного творчества. Они, с одной стороны, широко использовали в своих произведениях фольклорные мотивы и традиционные прие мы, а с другой, смело вносили в якутскую поэзию такие элементы и начала, которые до этого вообще были ей не присущи. До пустим, у якутов не было принято вслух говорить о каких-то сокровенных чувствах, делиться горем или радостью. Не зря, Заме чает Н. Тобуроков, «в народных песнях якутов нет жанра плачей, широко распрост раненного у других народов,— святое не всегда высказывается публично. И нужна была смелость, высокая культура наших вы дающихся поэтов — А. Е. Куликовского, написавшего «Плач по мужу», П. А. Ойун- ского, давшего прекрасные образцы глубо ко интимной лирики, А. И. Софронова, сумевшего еще в тридцатых годах излить в стихах тончайшие переживания своего 172 чуткого сердца, чтобы смело разрушить ус тоявшиеся нормы». Н. Тобуроков показывает, как эти ново введения получили дальнейшее развитие и совершенствование под пером поэтов после дующих поколений. Особенно показательна в этом смысле глава «Нежное сердце поэ та», посвященная Пантелеймону Туласыно- ву, чей самобытный талант в свое время не был по достоинству оценен критикой. При рожденный лирик, сохранивший до самых последних дней своей недолгой жизни уди вительное, романтически нежное восприятие действительности, П. ТуласынО'В стремился передать в стихах тончайшие душевные пе реживания своего героя, Донести до читате ля самые сокровенные думы. Однако кри тики считали, что такая поэзия не нужна народу, строящему новое общество, обвиня ли поэта в декадентских настроениях, в стремлении уйти от насущных проблем сов ременности. В связи с чем не раз предпри нимались попытки заставить поэта «испра виться». Однако П. Туласынов стойко вынес все эти нападки, остался самим собой, и на града за эту стойкость оказалась самой вы сокой —благодарность признательных по томков. «Судьба,—пишет Н. Тобуроков,— была сурова к поэту, дав возможность жить только тридцать три года. Благодаря талан ту, высокому дару человечности, Туласы нов сделал эти короткие мгновения своего существования счастливыми и радостными для многих людей, влившись живительной каплей в море родной поэзии». Поэтические искания П. Тулаеынова бы ли достойно продолжены его современника ми —И. Чагылганом и Б. Хабырыысом. Они также стремились передать в «своих стихах тончайшие нюансы человеческих пе-. реживаний, и это стремление обернулось созданием великолепных образцов интим ной лирики на якутском языке, что уже са мо по себе было немалым вкладом в род ную литературу. В их поэзии значительное место занимает и пейзажная лирика, за что обоим крепко досталось в свое время от критиков. «В те годы (речь идет о 30-х го дах.— Ю. В.) едва вставшая на ноги лите ратурная критика в штыки встречала «го лое», «без людей» описание природы, якобы недостаточно отображающей социалистиче ские преобразования мира». Зато сейчас, как справедливо утверждает далее исследо ватель, «мы можем быть лишь благодарны» поэтам за то, что, не вняв подобного рода суждениям, они сумели «раскрыть величие красоты северного края, помогая тем самым воспитанию любви к Родине, которая начи нается с любви к родным березам и ала- сам». В последующих главах, посвященных творчеству современных якутских поэтов, Н. Тобуроков показывает, как в 60—70-е годы якутская поэзия обогащается новыми открытиями, как неустанный «поиск волшеб ства» приводит многих поэтов к большим социальным обобщениям, к созданию мо нументальных полотен. Не случайно имен но на эти годы приходится расцвет якут ской поэмы, появляются даже романы в стихах, не случайно поэты обращаются к изображению жизни в ее исторической пер спективе, пытаются осмыслить прошлое, из- влечь из него поучительные социальные и нравственные уроки. Особенно много и пло
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2