Сибирские огни, 1982, № 4
Чем рожден, какой силой пленительной Строчек свет? В этой цитате мною опущена одна стро фа, и опущена не случайно. Вот она: Что за мистика? — возмутитесь вы.— Ерунда! Но уверенно, даже мстительно, Я скажу: «Да-да-да!» Совершенно не обязательная, даже лиш няя строфа!- Ведь отрицание какой-то заве домой, априорной истины с целью утвержде ния высокой патриотически-гражданствен- ной идеи — оправданный и апробированный поэтико-психологический прием. И при чем тут «мистика», тем более — «мститель ность»?.. Немало стихов написал А. Михайлов о родной якутской природе. Современная ин дустриальная новь социалистической Яку тии, как правило, естественно вписывается в пейзажи поэта: «Опора ЛЭП, как мезо зойский ящер, стоит и что-то нежное поет»; «Вижу я зданий твоих очертания, слышу я рокот твоей старины в строгих кварталах, я горах Верхоянья, в плеске вилюйской гор дой волны... Город родной мой, город, све тящийся спелой брусникой на белом снегу...» Однако многое еще не устроено ладно и красиво в нашем общем доме. Первородный дух «крестьянского святого ремесла», что оживает в горожанах, приезжающих в род ную деревню на «веселый июльский покос», заставляет острее почувствовать ущербность все ширящейся урбанизации нашего сегод няшнего житья-бытья: «Среди городской суеты и молвы нам не хватает, как хлеба, и этого ветра, и этой травы, и этого солнца, и неба». Поэт не устает подчеркивать мысль о не обходимости бережного сохранения природ ных богатств, ратует за «неоскорбленную природу». Обеспокоенный сложными эколо гическими проблемами века, он не проходит мимо негативных, дисгармонических явле ний во взаимоотношениях человека и приро ды в эпоху НТР. «К озеру тихо питаем лю бовь — озеро не сохраняем»,— сокрушает ся он в стихотворении «Озеро Птык-Кюель», а в стихотворении «Бекас» морально казнит себя и своих спутников за бесшабашную пальбу по птице, вышедшей, к счастью, из этой схватки победительницей: «И ветер, как крыло бекаса, нас больно шлепал по щекам». С болью пишет поэт о роще, за губленной одним «размашисто-резким рос черком управленческого пера». Стихи о бес цельно порубанной роще, о «вине чужой», о «глупости, тупой ли, злой», стихи, прони занные подлинно публицистическим пафо сом, выигрывают художественно еще от то го, что автор переводит взятую им важную тему в. чисто лирический план, где образ ро щи вырастает до поэтического символа ушедшей юности и любви: «Плачу я, и пол ночью мглистой надо мною плачет звезда». Эстетическое кредо А. Михайлова, направ ление его художнических поисков, пожалуй, наиболее отчетливо выражены в следующем небольшом стихотворении: Предзакатные, лебединые Очертания облаков Приоткрыли мне тайну линии, Чудо музыки, диво слов. Но гроза, ее молнии длинные. Словно битва рогов и клыков, Обозначили точность линии, Смысл музыки, силу слов. Итак, тайна и—точность линии, чудо и—смысл музыки, диво и—сила слов... Как видим, речь идет здесь о двух неразрывных ипостасях искусства —о его чарующей ма гии слова, звука, мазка и т. д. и о его поз навательной, действенной, творчески-преоб- разующей сущности. В лучших своих вещах А. Михайлов добивается достойного идейно- художественного решения этой двуединой задачи искусства поэзии. Картины жизни, природы, мира, челове ческих отношений нередко получаются у по. эта зримыми, красочными, пластичными, представляют собой яркую поэтическую «ви деозапись» и звукозапись явления: Ты поднималась по пригорку Лицом к закату и ко мне И наста розовую корку Ломала звонко в тишине. Разумеется, стихи А. Михайлова прониза ны якутской локальной образностью — ро-! дина и природа щедро одарили его самобыт ным национальным видением: «Стадом бе лых оленей ледоход бредет по Лене»; «Си гом серебристым сигает коса в тугую волну разнотравья». Первородная якутская суть характера ли рического героя А. Михайлова органично уживается с его интернационалистскими убеждениями и чаяниями. Богатые русские поэтические традиции помогают поэту глуб же осмыслить и собственные творческие уст ремления, и бесценное устное поэтическое творчество своего народа. Об этом — сти хотворение «Песня», где рассказано о том, как во время привала якуты-охотники поют и, главное, как воспринимают знаменитую сурковскую «Землянку»: Брусничный размазался сок По краю вечернего неба. Пылает-горит камелек, И верится в каждую небыль. И голос звучит глубоко, И тени на стенах невнятны, И подвиги из олонхо И зримей, и как-то понятней. Влияние русской классики с ее глубоким психологизмом и лирической проникновен ностью ощутимо во многих стихах А. Ми хайлова. Но это —отнюдь не слепое подра жание, не рабское копирование, не эпигон ство, а плодотворное следование поэтиче ским традициям, диалектически подвижным постоянно обновляющимся и видоизменяю щимся согласно иным условиям жизни и ду ху времени. Иногда можно уловить или по чувствовать глубинную перекличку стиха якутского поэта с русским классическим сти хом. К примеру, в стихотворении «Женщи на», где дан психологически убедительный, драматический образ героини, строчки: Так то была любовь или привязанность? Отстаньте все! Она вам не обязана,— эти строчки лично у меня невольно ассоци ируются с блоковскими: Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей — довольно... Разумеется, жизненные коллизии и их ху дожественные решения здесь несоизмеримы: у Блока —подлинная трагедия, у нашего же автора, скорее, драма, спущенная, так ска зать, «на тормозах»: 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2