Сибирские огни, 1982, № 4
Арсена Бардыкова, богоелужителей Тихона Томпосова и отца Иннокентия, заправил игорных домов Далая и Начаха. Разнообразны краски и при описании соб ственно революционной борьбы, разгорев- шейся в якутских улусах между хамначчит- тами и их бывшими хозяевами. Борьба бе лых с красными идет с переменным успехом. Ошибки допускают обе стороны, неудачи случаются по ту и другую стороны баррикад. Мы знаем конечный результат этого истори ческого противостояния, повествование Про- тодьяконова интересно живыми подробно стями, многообразием настроений, убежде ния, бытовыми, батальными и тайно заго ворщицкими фактами этой борьбы. Зто — общие собрания улусных жителей по пре творению в жизнь революционных постанов лений о подушном распределении земельных угодий, о продразверстке, изъятии у богатых семей излишков зерна, сена, фуража. Психо логия выступающих на собрании характери зует их социальную принадлежность и осо бенности натуры. Одни радуются куску земли, за которым им видится желанная неза висимость, свобода от принижений, батраче ства. Другой —затаившийся, хитрый, осто рожный враг нововведений или даже не же лающий разговаривать на равных с бывшими хамначчиттами убежденный белобандит. Жутью веет от описаний покушений на жизнь Кустука, к тому времени уже актив ного деятеля революции, или от попытки белых тайно перехватить и расстрелять по дороге к Якутску обоз красных. Здесь и лю тая якутская ночь, и настороженный всхрап лошадей, и продуманная стратегия уничто жения, и взведенные курки, и ненависть к представителям революционного действия. Несмотря на суровость многих эпизодов повествования, общее звучание повести све жее, оптимистическое. Связано оно с обра зом главного героя Кустука и его товари щей по борьбе. Их убежденность, что они сражаются за правое дело, за благополучие бедных людей, придает повести этот свет лый настрой. Человеколюбие ощущается в повести, главные герои ее — хорошие, доб рые люди, вынужденные взяться за оружие, чтобы освободить себя и своих соратников от векового угнетения. Такая же чистая, светлая героиня, дела ющая первые шаги в революционной борь бе, и Татыйас из повести «Ледоход». Вер нее сказать, не «делающая» первые шаги, а самозабвенно отдающаяся служению ей. Героев Протодьяконова не отделить от ре волюционного дела, которым они занимают ся. Они убеждены и бескорыстны. Они не делают революцию, а живут по ее светлым законам. Татыйас вместе с матерью прислуживает в богатом доме Липатовых, учится в гимна зии, где ей выхлопотали место «для кухар киных детей». Она случайно знакомится с русскими политссыльными, начинает читать русских писателей, равное отношение поли тических ссыльных к ней вызывает у Татыйас горячее ответное чувство. Работа в револю ционном кружке «Первые шаги» обогащает ее, развивает, делает жизнь полнее и инте реснее. В этом прежде всего и художествен ное значение образа Татыйас как начинаю щей революционерки. Образы революционе ров Кустука и Татыйас в повестях В. Про тодьяконова оживляют память о деятелях первых лет революции ленинского призыва. Чувствуется личная причастность автора к событиям тех лет, так и оставшихся для не го незабываемо прекрасным воспоминанием. Революция как живое дело — этот образ встает со страниц его повестей. Революционная проблематика в «Ледохо де» тоже произрастает из якутской почвы. Своеобычна психология Татыйас и ее мате ри Маайыс. Обе они верят в старшую сест ру, хозяйку земли, от которой, якобы, зави сит их благополучие. Писатель не обличает их за это, наоборот, видит здесь народные истоки характеров героинь. Эти, и подобные, штрихи, придают объемность образам пове сти. Художественно выразительно в «Ледо ходе» описание судьбы Маайыс. Короткое счастье любви и замужества с отцом Та тыйас Григорием, тяжелый химначчиттский труд, некоторый период относительного благополучия, когда им перепало скромное наследство от дяди —полуразрушенные хо- тон и балаган и кусок земли, и, наконец, фактическое убийство Григория улусным головой за погубленную случайно породи стую кобылу. Отсюда начались скитания Маайыс с дочерью по чужим людям. Писа тель заглянул в душу и Татыйас. Перед нами очень чистая, искренняя, самоотвер женная девушка, бесконечно верная в люб ви и дружбе. Из этих черт ее личности и «прорастает» характер начинающей под польщицы. Многие достоинства повестей В. Прото дьяконова определены, повторю, непосредст венностью его чувства любви к своейшоди- не. Лиризм повествования отпечатался и в писательском слове. Проникновенны, худо жественно очень точны и выразительны за рисовки пейзажей, природы суровой Яку тии. Они не безотносительны к действию повестей. В них отражается и мироощуще ние героев, и напряженность событий бес компромиссной борьбы за Советскую власть в Якутии. ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА Софрон Данилов. Красавица Амга. Роман. Перевод с якутского Н. Ершова. М., «Сов ременник», 1981. В строгом соответствии с подлинными событиями, богато документируя их, стре мясь к предельной точности в мельчайших деталях, выстраивает Софрон Данилов исто рическую основу романа. Это—роман-ис следование, роман-хроникк. Но реальное, действительное искусно переплетено в нем с судьбами людей, чьи образы созданы вооб ражением художника. И незаметно на фоне трагедии исторической все явственнее про ступает трагедия народная, а происходящее с героями романа все более и более волну ет читателя, пробуждая симпатии и сочуст- вие к тем, кто вступил в смертельную схват ку с врагами молодой республики, презрение и ненависть к тем, кто во имя призрачных целей готов залить землю кровью соотечест венников. Более полувека отделяет нас от того грозового времени. Много написано о граж данской войне в молодой Советской Рос сии — научных трудов и художественных произведений. Но неисчерпаема эта герои- 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2