Сибирские огни, 1982, № 4

Арсена Бардыкова, богоелужителей Тихона Томпосова и отца Иннокентия, заправил игорных домов Далая и Начаха. Разнообразны краски и при описании соб­ ственно революционной борьбы, разгорев- шейся в якутских улусах между хамначчит- тами и их бывшими хозяевами. Борьба бе­ лых с красными идет с переменным успехом. Ошибки допускают обе стороны, неудачи случаются по ту и другую стороны баррикад. Мы знаем конечный результат этого истори­ ческого противостояния, повествование Про- тодьяконова интересно живыми подробно­ стями, многообразием настроений, убежде­ ния, бытовыми, батальными и тайно заго­ ворщицкими фактами этой борьбы. Зто — общие собрания улусных жителей по пре­ творению в жизнь революционных постанов­ лений о подушном распределении земельных угодий, о продразверстке, изъятии у богатых семей излишков зерна, сена, фуража. Психо­ логия выступающих на собрании характери­ зует их социальную принадлежность и осо­ бенности натуры. Одни радуются куску земли, за которым им видится желанная неза­ висимость, свобода от принижений, батраче­ ства. Другой —затаившийся, хитрый, осто­ рожный враг нововведений или даже не же­ лающий разговаривать на равных с бывшими хамначчиттами убежденный белобандит. Жутью веет от описаний покушений на жизнь Кустука, к тому времени уже актив­ ного деятеля революции, или от попытки белых тайно перехватить и расстрелять по дороге к Якутску обоз красных. Здесь и лю­ тая якутская ночь, и настороженный всхрап лошадей, и продуманная стратегия уничто­ жения, и взведенные курки, и ненависть к представителям революционного действия. Несмотря на суровость многих эпизодов повествования, общее звучание повести све­ жее, оптимистическое. Связано оно с обра­ зом главного героя Кустука и его товари­ щей по борьбе. Их убежденность, что они сражаются за правое дело, за благополучие бедных людей, придает повести этот свет­ лый настрой. Человеколюбие ощущается в повести, главные герои ее — хорошие, доб­ рые люди, вынужденные взяться за оружие, чтобы освободить себя и своих соратников от векового угнетения. Такая же чистая, светлая героиня, дела­ ющая первые шаги в революционной борь­ бе, и Татыйас из повести «Ледоход». Вер­ нее сказать, не «делающая» первые шаги, а самозабвенно отдающаяся служению ей. Героев Протодьяконова не отделить от ре­ волюционного дела, которым они занимают­ ся. Они убеждены и бескорыстны. Они не делают революцию, а живут по ее светлым законам. Татыйас вместе с матерью прислуживает в богатом доме Липатовых, учится в гимна­ зии, где ей выхлопотали место «для кухар­ киных детей». Она случайно знакомится с русскими политссыльными, начинает читать русских писателей, равное отношение поли­ тических ссыльных к ней вызывает у Татыйас горячее ответное чувство. Работа в револю­ ционном кружке «Первые шаги» обогащает ее, развивает, делает жизнь полнее и инте­ реснее. В этом прежде всего и художествен­ ное значение образа Татыйас как начинаю­ щей революционерки. Образы революционе­ ров Кустука и Татыйас в повестях В. Про­ тодьяконова оживляют память о деятелях первых лет революции ленинского призыва. Чувствуется личная причастность автора к событиям тех лет, так и оставшихся для не­ го незабываемо прекрасным воспоминанием. Революция как живое дело — этот образ встает со страниц его повестей. Революционная проблематика в «Ледохо­ де» тоже произрастает из якутской почвы. Своеобычна психология Татыйас и ее мате­ ри Маайыс. Обе они верят в старшую сест­ ру, хозяйку земли, от которой, якобы, зави­ сит их благополучие. Писатель не обличает их за это, наоборот, видит здесь народные истоки характеров героинь. Эти, и подобные, штрихи, придают объемность образам пове­ сти. Художественно выразительно в «Ледо­ ходе» описание судьбы Маайыс. Короткое счастье любви и замужества с отцом Та­ тыйас Григорием, тяжелый химначчиттский труд, некоторый период относительного благополучия, когда им перепало скромное наследство от дяди —полуразрушенные хо- тон и балаган и кусок земли, и, наконец, фактическое убийство Григория улусным головой за погубленную случайно породи­ стую кобылу. Отсюда начались скитания Маайыс с дочерью по чужим людям. Писа­ тель заглянул в душу и Татыйас. Перед нами очень чистая, искренняя, самоотвер­ женная девушка, бесконечно верная в люб­ ви и дружбе. Из этих черт ее личности и «прорастает» характер начинающей под­ польщицы. Многие достоинства повестей В. Прото­ дьяконова определены, повторю, непосредст­ венностью его чувства любви к своейшоди- не. Лиризм повествования отпечатался и в писательском слове. Проникновенны, худо­ жественно очень точны и выразительны за­ рисовки пейзажей, природы суровой Яку­ тии. Они не безотносительны к действию повестей. В них отражается и мироощуще­ ние героев, и напряженность событий бес­ компромиссной борьбы за Советскую власть в Якутии. ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА Софрон Данилов. Красавица Амга. Роман. Перевод с якутского Н. Ершова. М., «Сов­ ременник», 1981. В строгом соответствии с подлинными событиями, богато документируя их, стре­ мясь к предельной точности в мельчайших деталях, выстраивает Софрон Данилов исто­ рическую основу романа. Это—роман-ис­ следование, роман-хроникк. Но реальное, действительное искусно переплетено в нем с судьбами людей, чьи образы созданы вооб­ ражением художника. И незаметно на фоне трагедии исторической все явственнее про­ ступает трагедия народная, а происходящее с героями романа все более и более волну­ ет читателя, пробуждая симпатии и сочуст- вие к тем, кто вступил в смертельную схват­ ку с врагами молодой республики, презрение и ненависть к тем, кто во имя призрачных целей готов залить землю кровью соотечест­ венников. Более полувека отделяет нас от того грозового времени. Много написано о граж­ данской войне в молодой Советской Рос­ сии — научных трудов и художественных произведений. Но неисчерпаема эта герои- 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2