Сибирские огни, 1982, № 4
димир Зазубрин, когда говорил о прозе жур нала за первые пять лет: «Дубняк весь черен. От его рассказов ве ет жутью деревенской дикости и косности... Дубняк работает в крестьянской газете. Каждый день через его руки проходят сотни селькоровских писем. Кажется, что писатель отбирает самые мрачные из них, и из них, из этих подлинных кусков жизни, монтирует свои рассказы. Писателю надо выучиться не только монтировать, но и обобщать, переваривать сырье материала. Недоваренность его вещей заметна, непро работанные куски материала на зубах как каша с песком». И молодой писатель, похоронив Дубняка, отправился в гущу рабочей среды, в годы первой пятилетки стал своим человеком на стройках Кузбасса. Его рассказы и повести тех лет, подписанные полным именем и под линной фамилией, стали называться под черкнуто по профессиям главных действую щих лиц: «Штукатуры», «Трубоклады». Был еще рассказ «Болты». Под руками ка менщиков, ударников первой пятилетки, за водские трубы подымались все выше и вы ше, были видны издалека, а душевный мир персонажей оставался непрорисован- ным. Писателю все еще не хватало мастер ского огня, чтобы избавиться от недоварен- ности. Летом 1934 года к нам приезжал извест ный французский писатель Андрэ Мальро. Он побывал в Горном Алтае. В Новосибир ске поделился с нами впечатлениями от этой поездки. В Москве во время первого съезда писателей сфотографировался с нашей делегацией. Среди нас был и Нико лай Кудрявцев. Ему запали глубоко в па мять слова Мальро, произнесенные на съез де: — Вот образ Советского Союза. Он соз дан литературой. Выражает ли он действи тельность? Внешне —да, в психологии и морали —нет. Культура —это всегда учить ся. Но, товарищи, те, у кого мы теперь учим ся, у кого учились они? Мы читаем Льва Толстого, но у Толстого не было книг Тол стого. То, что он нам дает, он сам должен был это открыть. Как все мы, делегаты съезда, Кудрявцев старался не проронить ни единого слова из доклада и заключительной речи Алексея Максимовича. Высоко ценя «победу боль шевизма на съезде писателен», Горький счи тал, что необходимо «возвысить качество работы». Он призывал «учиться —учиться думать, работать, учиться уважать и це нить друг друга, как ценят друг друга бой цы на полях битвы». По возращении из Москвы мы с Нико лаем отправились в Кузбасс, на собраниях шахтеров и металлургов рассказывали о съезде, о Горьком, три вечера провели в бе седах на квартирах лучших бригадиров ударных бригад. И рабочие всюду вели речь о повышении идейно-художествен ного качества книг, о молодых литера турных кадрах, о создании истории фабрик и заводов, о необходимости учебы у класси ков. Так, на собрании ударников в клубе «Нацмен» выступавшие казахи вспомнили великого Абая, своеобразного Пушкина ка захских степей. Не забывать классику, не выбрасывать ее, как призывали некоторые левацкие крикуны, а учиться казахам нуж но у Абая так же, как русские молодые ли тераторы учатся у Пушкина, у Толстого, у Горького. — Мы должны овладеть наследством, взять у Абая все -лучшее,—говорил один из молодых казахов, переехавший из степи на работу в индустриальный Кузбасс. Учиться мастерству —это после съезда стало законом для всех нас, качество книг, к чему призывал Горький, начало улучшать ся. Возросло мастерство и Николая Кудряв цева. Во второй половине тридцатых годов его, старшего политрука, каждое лето призывали на лагерные сборы. Это благотворно сказа лось на его творчестве: армия дала ему но вые для того времени, когда в мире возра стала напряженность, важные темы. В 1937 году он написал свое лучшее произведе ние—повесть о летчиках «Друзья». В том году Николай Александрович и Ве ра Андреевна Кудрявцевы переехали в наш дом, в опустевшую девятую квартиру. У них было двое детей: дочка, носившая почему-то татарское имя Аза, и сын Мак сим, названный в честь Максима Горького. Вскоре к ним из какой-то поволжской обла сти приехали родители Веры Андреевны. Кроме стариков, все —давно знакомые лю ди, но время наступило тревожное, и каза лось, что Ошаровы унесли с собой из дома товарищеский, я бы сказал, межквартирный уют. Мы реже стали ходить из двери в дверь к соседям запросто потолковать о литера турных новостях. И во дворе в то лето уже не играли в волейбол; и зимой не превра щали середину двора в каток, и не устраи вали общую новогоднюю елку. В сердца пробиралась какая-то горькая насторожен ность, переходившая в невольную отчужден ность. Мы ждали спокойных дней —они не возвращались. Литература все чаще и чаще обращалась к героическому прошлому, появлялись книги о видных деятелях революции, о беспример ных подвигах в годы гражданской войны, о славных командармах партизанского дви жения. Николай Кудрявцев летом 1939 года отправился в Нарым, в те далекие и гиблые места, где отбывал ссылку Яков Михайло вич Свердлов. Для этого потребовалось подняться на лодке по извилистой таежной реке Кеть до малюсенькой деревеньки Мак- симкин Яр. Более глухого места на всем Обском севере невозможно сыскать. После этой поездки и изучения архивных материа лов писатель дал в «Сибирские огни» исто рический очерк «Я. М. Свердлов в Нарым- ской ссылке». Вскоре очерк был издан от дельной книжкой. Общенародная тревога за судьбы страны возрастала с каждым годом, в особенности после того, как гитлеровцы, инспирировав пограничный инцидент, напали на Польшу. Договор с Германией не успокаивал. Какое же может быть доверие к фашистам? Но он строго соблюдался. Мы понимали, что до говор дает передышку, необходимую для модернизации вооружения нашей Красной Армии. Мы радовались быстрому росту ин дустриальной мощи Урала и Кузбасса. Весна сорок первого, казалось, принесла миру тишину, но та тишина была обманчи вой, как бывает перед грозой. В газетах промелькнуло короткое глуховатое сообще ние: на север Балтики прошел какой-то 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2