Сибирские огни, 1982, № 4

стоком столкновении с действительностью Настя, горячечно мечется по жизни в пои­ сках своего счастья Луша. И чем ярче было предчувствие будущего, чем глубже ожида­ ния, тем острее драматизм разочарования и утраты надежд. В своем обстоятельном предисловии к ро­ ману «Яик уходит в море» в издании. «Уральская библиотека» Ал. Шмаков опре­ деляет его жанр как роман-эпопею. Не умаляя идейно-эстетических достоинств произведения, думается, что судить его следует по законам другого жанра — соци­ ально-исторического романа, ибо при нали­ чии большого числа эпически развернутых- картин жизнь казачества пока еще не выве­ дена в широкую сферу общерусской дейст­ вительности, локализована главным образом в рамках его собственных социальных и исторических проблем. Сейчас трудно су­ дить, как бы развивался замысел писателя дальше, но он оставил уральское казачест­ во на пороге больших исторических событий. Вообще хронологические рамки романа очерчены довольно четко. Если начало дей­ ствия обозначено точно 1874 годом, то, судя по возрасту главных героев, например, Лу­ ши, конец его совпадает с началом нового века. За это время успело вступить в жизнь новое поколение: растут сыновья Васили.- ста — Венька и Толька, все чаще слышится «молодой, открытый и взволнованный По­ лос» Игнатия Думчева, смело открываю­ щего казакам глаза на правду их сословно­ го положения. Словом, казачество предстает перед новым веком в потенциальной готов­ ности к восприятию больших событий. В нем чувствуется бурление социальных сил, нарастание стихии недовольства. Появ­ ляются люди, готовые к восприятию рево­ люционных идей. В этом ключе следует понимать и смысл названия романа «Яик уходит в море». Здесь раскрывается символика главного об­ раза: «Река, разбушевавшись весной, взло­ мав синий лед, вырвав с корнем деревья и швырнув их за сотни верст и дальше, уто­ пив луга и лес, опять спадает и течет спо­ койно... до новой весны. А там снова и сно­ ва полыхнет широким, пьяным половодьем! Море всегда впереди, и к нему, вечно к нему течет и в него уходит древний, седой Яик...». И точно так же, как Яик к морю, неоста­ новимо идут люди к правде, добру, справед- ‘ ливости, так же неодолимо их стремление к лучшей жизни, мечта о будущем, жажда счастья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2