Сибирские огни, 1982, № 4
роды, казачьего быта, труда — узнаваемо в нем, эскизно проработано в книге. Воспроизводя творческую историю рома на «Яик •уходит в море», исследователь творчества В. Правдухина и его биограф Ал. Шмаков отмечает в предисловии к ро ману огромную подготовительную работу, которая предшествовала появлению этого итогового произведения писателя. «В чер новых записях автора отмечены все важней шие события, происходящие год за годом в жизни войскового округа, выписаны на родные приметы о погоде, ребячьи игры, забавы молодежи, различные причитания, песни, присказки, поговорки, образцы речи простого и образованного интеллигентного казака, росписи икон, знамен, церковных обрядов, войсковых'празднеств, знаки отли чия казаков того времени и другие детали, передающие колорит эпохи». Живые впечатления детских и юношеских лет, затем специальные поездки по Уралу, казачьим станицам бывшего уральского войска, в соединении с огромной исследова тельской работой, помогали создать в ро мане атмосферу подлинности, жизненной убедительности, исторической достоверно сти. На конкретных судьбах, в живых чело веческих характерах писатель раскрыл сложную сущность такого социально-исто рического явления, как казачество, с боль шой силой художественной убедительности показал то общее, что связывало уральских казаков с донскими, кубанскими, забайкаль скими, оренбургскими и т. д., и то своеоб разное, специфическое, неповторимое, что было свойственно только уральским. В этом смысле роман В. Правдухина должен до стойно числиться в ряду таких произведений на «казачью тему» как «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. Шолохова, ..«Горь кая линия» и «Ненависть» И. Шухова, «Даурия» К. Седых. Действие романа «Яик уходит в море» обращено к прошлому уральского казаче ства, к тому исторически важному моменту их жизни, в котором воочию и с наиболь шей наглядностью обнаружилась шаткость устоев сословной обособленности казачест ва, иллюзорность веры в незыблемость его общинного единения. Следуя точному художественному расче ту, писатель открывает роман написанной сочными, широкими мазками картиной по бедного возвращения казаков форпоста Со колиный из счастливого Хивинского похода. Удовлетворение от удачно завершенного по хода и радость встречи с родиной вылива ются в яркий праздник, настоящее буйство требующих выхода чувств. «Какой гвалт, какой радостный ор стоял над полями! Зем ля была готова взорваться от радости!» Именно в этот момент всеобщего экстаза чувств, радостного возбуждения, празднич ной вспышки безудержного веселья и рас цветает пышным цветом иллюзия всеобщего единства: «Больше сотни казачек пляшут сейчас на лугу, взмахивая цветными плат ками. Вокруг них в восторге взметываются* и бьют подборами о землю мужчины. Дав но не стало отдельных людей, все слилось в один цветной хоровод. Вот уж в самом де ле неразлучимый поселковый мир, единая, весело гуляющая команда, нерушимое войско, навеки сжившаяся семья! Так каза лось тогда многим соколинцам». 152 Именно в такие моменты праздничного опьянения и набирает силу ложная вера в монолитность казачества. В этом свете всеобщего ликования • пред стают и главные герои романа: Василист, Настя, Лушка Алаторцевы, только что вме сте со всеми встретившие своего отца Ефи ма Евстигнеевича. С молодой доверчи востью смотрят они на жизнь, мечтают о своем счастье, связывают его с любовью, семьей, достатком. Мир кажется им незыб лемым, установленные порядки — вечными. «И подумать не мог Василист, чтобы все это было не навсегда», и строит планы же нитьбы на Лизаньке Гаушюиной; собирается замуж за Клементин Вязниковцева Настя. И даже маленькой Лушке, глядя на то, как беснуются взрослые, «хотелось плакать от горечи и щемящего смутного счастья, на хлынувшего на нее,—от предчувствия сво его будущего, которое неизбежно будет так же безумно, тревожно и страстно, как это сегодняшнее гульбище».' Как сбудутся ожидания героев, как соот несется их мечта о простом человеческом счастье с теми социальными переменами, которые в скором будущем ожидают все казачество? 1874 год, когда соколинцы вернулись из похода, оказался тревожным. Он принес казакам «царскую грамоту» — новое воен ное и хозяйственное положение, смысл ко торого заключался в наступлении на казачьи вольности — введение всеобщей воинской повинности и ограничение хозяйственного самоуправления. «Положение» вызывает бурное недовольство казаков, стремление отстоять вековые привилегии во что бы то ни стало, но при этом выясняется, что каза чий мир не так уж и един, как казалось, и сразу же нашлись среди казаков такие, как Стахей Вязниковцев, которые с готовностью приняли «Положение», и были другие, кото рых сломили обманом, а третьи, как Ефим Алаторцев, оказавшиеся в «несогласниках», были просто угнаны в ссылку. И рухнуло знаменитое казачье единство в столкнове нии с первым же серьезным социальным испытанием, явственно обозначилось ранее прикрытое разными условностями социаль ное неравенство и сразу разметало казаков на два непримиримых лагеря. Новые поряд ки не только обнажили социальные противо речия, они их углубили, ускорили, и бурным ходом пошел процесс размежевания на куч ку богатеев и массу бедняков, так что уже через некоторое время вместо «навеки сжившейся семьи» казаки разделятся по принципу: «Мы-де — красная рыба, а вы — чебак да подлещик». Такой поворот общественных событий резко отозвался в судьбе героев, круто из менил их жизненные пути. Вместо радост ного ожидания счастья пришла пора горь ких разочарований, расставания с иллюзиями, душевного мужания, познания бытия. Роман очень динамичен, богат собы тиями, крутыми поворотами судеб. Буквально на глазах растет богатство Григория Вязйиковцева, меняется его внут ренний и внешний облик, все дальше отхо дит он от казачьей среды, все больше чуж дается ее обычаев и вкусов. Разорена семья Алаторцевых; рушится любовь Васи- листа и Лизаньки Гаушкиной, не захотев шей стать женой бедняка; погибает в же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2