Сибирские огни, 1982, № 4

роды, казачьего быта, труда — узнаваемо в нем, эскизно проработано в книге. Воспроизводя творческую историю рома­ на «Яик •уходит в море», исследователь творчества В. Правдухина и его биограф Ал. Шмаков отмечает в предисловии к ро­ ману огромную подготовительную работу, которая предшествовала появлению этого итогового произведения писателя. «В чер­ новых записях автора отмечены все важней­ шие события, происходящие год за годом в жизни войскового округа, выписаны на­ родные приметы о погоде, ребячьи игры, забавы молодежи, различные причитания, песни, присказки, поговорки, образцы речи простого и образованного интеллигентного казака, росписи икон, знамен, церковных обрядов, войсковых'празднеств, знаки отли­ чия казаков того времени и другие детали, передающие колорит эпохи». Живые впечатления детских и юношеских лет, затем специальные поездки по Уралу, казачьим станицам бывшего уральского войска, в соединении с огромной исследова­ тельской работой, помогали создать в ро­ мане атмосферу подлинности, жизненной убедительности, исторической достоверно­ сти. На конкретных судьбах, в живых чело­ веческих характерах писатель раскрыл сложную сущность такого социально-исто­ рического явления, как казачество, с боль­ шой силой художественной убедительности показал то общее, что связывало уральских казаков с донскими, кубанскими, забайкаль­ скими, оренбургскими и т. д., и то своеоб­ разное, специфическое, неповторимое, что было свойственно только уральским. В этом смысле роман В. Правдухина должен до­ стойно числиться в ряду таких произведений на «казачью тему» как «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. Шолохова, ..«Горь­ кая линия» и «Ненависть» И. Шухова, «Даурия» К. Седых. Действие романа «Яик уходит в море» обращено к прошлому уральского казаче­ ства, к тому исторически важному моменту их жизни, в котором воочию и с наиболь­ шей наглядностью обнаружилась шаткость устоев сословной обособленности казачест­ ва, иллюзорность веры в незыблемость его общинного единения. Следуя точному художественному расче­ ту, писатель открывает роман написанной сочными, широкими мазками картиной по­ бедного возвращения казаков форпоста Со­ колиный из счастливого Хивинского похода. Удовлетворение от удачно завершенного по­ хода и радость встречи с родиной вылива­ ются в яркий праздник, настоящее буйство требующих выхода чувств. «Какой гвалт, какой радостный ор стоял над полями! Зем­ ля была готова взорваться от радости!» Именно в этот момент всеобщего экстаза чувств, радостного возбуждения, празднич­ ной вспышки безудержного веселья и рас­ цветает пышным цветом иллюзия всеобщего единства: «Больше сотни казачек пляшут сейчас на лугу, взмахивая цветными плат­ ками. Вокруг них в восторге взметываются* и бьют подборами о землю мужчины. Дав­ но не стало отдельных людей, все слилось в один цветной хоровод. Вот уж в самом де­ ле неразлучимый поселковый мир, единая, весело гуляющая команда, нерушимое войско, навеки сжившаяся семья! Так каза­ лось тогда многим соколинцам». 152 Именно в такие моменты праздничного опьянения и набирает силу ложная вера в монолитность казачества. В этом свете всеобщего ликования • пред­ стают и главные герои романа: Василист, Настя, Лушка Алаторцевы, только что вме­ сте со всеми встретившие своего отца Ефи­ ма Евстигнеевича. С молодой доверчи­ востью смотрят они на жизнь, мечтают о своем счастье, связывают его с любовью, семьей, достатком. Мир кажется им незыб­ лемым, установленные порядки — вечными. «И подумать не мог Василист, чтобы все это было не навсегда», и строит планы же­ нитьбы на Лизаньке Гаушюиной; собирается замуж за Клементин Вязниковцева Настя. И даже маленькой Лушке, глядя на то, как беснуются взрослые, «хотелось плакать от горечи и щемящего смутного счастья, на­ хлынувшего на нее,—от предчувствия сво­ его будущего, которое неизбежно будет так же безумно, тревожно и страстно, как это сегодняшнее гульбище».' Как сбудутся ожидания героев, как соот­ несется их мечта о простом человеческом счастье с теми социальными переменами, которые в скором будущем ожидают все казачество? 1874 год, когда соколинцы вернулись из похода, оказался тревожным. Он принес казакам «царскую грамоту» — новое воен­ ное и хозяйственное положение, смысл ко­ торого заключался в наступлении на казачьи вольности — введение всеобщей воинской повинности и ограничение хозяйственного самоуправления. «Положение» вызывает бурное недовольство казаков, стремление отстоять вековые привилегии во что бы то ни стало, но при этом выясняется, что каза­ чий мир не так уж и един, как казалось, и сразу же нашлись среди казаков такие, как Стахей Вязниковцев, которые с готовностью приняли «Положение», и были другие, кото­ рых сломили обманом, а третьи, как Ефим Алаторцев, оказавшиеся в «несогласниках», были просто угнаны в ссылку. И рухнуло знаменитое казачье единство в столкнове­ нии с первым же серьезным социальным испытанием, явственно обозначилось ранее прикрытое разными условностями социаль­ ное неравенство и сразу разметало казаков на два непримиримых лагеря. Новые поряд­ ки не только обнажили социальные противо­ речия, они их углубили, ускорили, и бурным ходом пошел процесс размежевания на куч­ ку богатеев и массу бедняков, так что уже через некоторое время вместо «навеки сжившейся семьи» казаки разделятся по принципу: «Мы-де — красная рыба, а вы — чебак да подлещик». Такой поворот общественных событий резко отозвался в судьбе героев, круто из­ менил их жизненные пути. Вместо радост­ ного ожидания счастья пришла пора горь­ ких разочарований, расставания с иллюзиями, душевного мужания, познания бытия. Роман очень динамичен, богат собы­ тиями, крутыми поворотами судеб. Буквально на глазах растет богатство Григория Вязйиковцева, меняется его внут­ ренний и внешний облик, все дальше отхо­ дит он от казачьей среды, все больше чуж­ дается ее обычаев и вкусов. Разорена семья Алаторцевых; рушится любовь Васи- листа и Лизаньки Гаушкиной, не захотев­ шей стать женой бедняка; погибает в же

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2