Сибирские огни, 1982, № 4
«В этой книге,— пишет В. Правдухин,— он воскрешает перед нами всю Россию. С ка кой-то, ему одному присущей, широчайшей устремленностью, окрыленностью он умеет рассказать о всяком человеке. И помимо за хватывающе радостного впечатления, кото рое получаешь от бьющих через край красок . его кисти, читатель всегда, даже при вос приятии самых мерзостных картин русской провинции, ощущает наличие большого ху дожника; над его страницами по-прежнему веют крылья буревестника. Сквозь обычные буквы, простые слова (а Горький пишет необычайно просто) всегда проступает кра сная кровь, от которой загорается жажда жизни, движения, рождается призыв к твор честву». Хорошо понимая, что «время требует но вых трубадуров и певцов современности», В. Правдухин, однако, не возводил непрохо димой стены между новой и старой, моло дой советской и классической литературой. Наше литературоведение справедливо отме тило особую ценность той стороны его ли тературно-критической деятельности, кото рая связана с решением вопроса об отношении к культурному наследству вооб ще, классической литературе,— в частно сти. В громком хоре голосов, жаждущих, по добно футуристам и пролеткультовцам, ниспровержения «старой храмины», требую щих сбросить с корабля современности Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, критик непоколебимо остался верен своей любви и уважению к классике, видя в ней высо чайшие образцы художественного мастер ства, ту школу профессионализма, которую в обязательном порядке должны пройти мо лодые советские писатели, чтобы не уподо биться «невежеству новоявленных фонви- зинских духовных недорослей, которые не ведают, что творят». Исследователь верит, что «старая литература будет нам долго и крепко дорога». Однако о том, как не просто решался этот вопрос в 20-е годы, свидетель ствуют собственные ошибки и заблуждения критика. Так, уясняя общие закономерности развития искусства, он оказался не в со стоянии избежать некоторой прямолинейно сти в представлениях об эволюции и прогрессе, сравнительной ценности художе ственных произведений, созданных в разные эпохи. По В. Правдухину, «литература Пушкина, Достоевского, Толстого, Ибсена шире отражает человеческую жизнь, нежели искусство Гомера». Не без влияния вуль гарного социологизма рассматривается исследователем и вопрос о зависимости между уровнем экономической жизни и ху дожественными достижениями человечества. С его точки зрения, «искусство и в отноше нии формы и содержания можно располо жить в ряд, соответствующий экономиче ским эпохам». «Классово значимые» формы критик видит даже в архитектуре, а потому и приветствует, что «в Москве при рестав рации Китай-города снесены все буржуаз но-классовые постройки». Не избежал В. Правдухин отдельных оши бок и в оценке любимого им Белинского, отказав последнему в эволюции эстетиче ских взглядов; не всегда был точен в пони мании сущности творчества Достоевского; нельзя согласиться и с тем, что «форма ба сен по своей сущности несколько мещанст- венна, как и ее национальный творец Крылов». Как мы уже говорили, нет необходимости представлять В. Правдухина носителем этакой непогрешимой во всех отношениях литературоведческой истины, да он и сам не претендовал на эту непогрешимость. Од нако взгляды его не обретали окостеневших форм, а находились в развитии и движении, они совершенствовались и углублялись вме сте с объектом исследования — молодой советской литературой. Критик умел пре одолевать свои заблуждения, имел силы при знаваться в ошибках, и его статьи дают возможность проследить эволюцию некото рых его суждений об искусстве. Пройдет короткое время, и он осознает ошибочность своих представлений о связи искусства и экономики и в статье «Литературные тече ния современности» сочтет необходимым в подчеркнутой форме опровергнуть их: «В искусстве нет непосредственного влияния экономики». Обладая даром незаурядного полемиста, В. Правдухин не только не уклонялся от острых-споров современности, но сам шел им навстречу, смело вступая в самые слож ные и горячие дискуссии. Как критику, рабо тавшему в Сибири, в ведущем сибирском журнале, ему невозможно было уйти от вопроса о задачах местной, региональной литературы, о характере ее связи с обще русским и общесоюзным культурным про цессом. В решении его — о границах само бытности, мере «особости», характере свое образия русской литературы Сибири — и в 20-е годы продолжали раздаваться област нические отголоски, и здесь критическая мысль В. Правдухина явила образец под линной диалектичности. Н. Чужаку, автору книги «Сибирский мо тив в поэзии (От Бальдауфа до наших дней)», склонному к обособлению сибирской поэзии от общих путей русской литературы, не избежавшему областнической узости в конкретной оценке творчества отдельных поэ тов, В. Правдухин справедливо указывает, что «своеобразие сибирской природы, сибир ских настроений и быта постольку ценно в поэзии, в литературе, поскольку оно пере плавлено, претворено в общезначимую цен ность для читателя; поскольку оно вышло за «частокол» интересов данной провинции, а для этого от поэта прежде всего требует ся — наряду с исключительной и яркой зарисовкой — наличие таких духовных? бо гатств, которые могли бы обогащать и чита теля; поэт видит всегда больше, чем ря довой читатель, иначе зачем была бы нужна поэзия?» Писателей обратившихся к «си бирскому мотиву» В.’ Правдухин ценит прежде всего за меру способностей слить этот мотив с голосом всей России. Поэтому справедливо стихи Д. Бурлюка и С. Третья кова кажутся критику «упражнением тури стов в описании сибирских картин своим «камерным» стилем», а глубокое звучание этих мотивов в творчестве Вс. Иванова и В. Зазубрина он объясняет тем, что на си бирском материале писатели «рисуют со вершенно своеобразные стороны такого ог ромного для мира явления, как русская революция». Критик верит, что именно такого рода писатели и «нарисуют нам истинное лицо Сибири». 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2