Сибирские огни, 1982, № 4
ему идеологически поэты-пролеткультовцы остались чужды ему эстетически, стихи их не доходят до его души и прежде всего по тому, что «сами они остались чужды внут ренней стихии поэзии». Корень их творче ской несостоятельности видится критику в том, что классовое искусство пролетариата они пытались строить «не на первооснове человеческой», а исходя лишь «из внешне го вещного —фабрик, бетонных труб»... Точно так же, пытаясь объяснить идейно эстетическую значимость поэмы А. Блока «Двенадцать», которая буквально «срослась с историей революции», исследователь обна руживает причины этого в том, что автор поэмы «преодолел умозрительность», проде лал сложный, но необходимый в литерату ре путь «от внешнего к внутреннему, от картин в глубину». В- историю советской литературы 20-е годы вошли как один из самых ответствен нейших моментов ее становления. Слож ность самой общественной жизни в стране обусловила особый драматизм литератур ного процесса. Достаточно напомнить, что в начале 20-х годов в одной Москве насчи тывалось более тридцати всякого рода ли тературных групп, обществ, ассоциаций, объединений, товариществ и т. д., и все они в острой борьбе друг с другом отстаивали свои взгляды, свое понимание «нового ис кусства». Еще сильны были тогда позиции теоретиков «Перевала», не веривших в со здание пролетарской культуры и преувели чивавших роль интуитивного начала в искус стве. Внешне им противостоял «Леф» со своей теорией «социального заказа» и лите ратуры фактов», а на деле также снижавший идеологическую значимость литературы. Особую опасность для становления молодо го искусства представляли те группы лите раторов, которые в стремлении к новым формам впадали в левачество, экстремизм, комчванство, вульгаризаторство, нередко — в нигилизм по отношению к литературе прошлого, к классическому наследию, а то и в пренебржение по отношению к творче-, ству непролетарских писателей, именуемых тогда попутчиками. В особенности грешили этим напостовцы, позиции которых были сильны в журналах «На литературном по сту» и «Молодая гвардия». В. Правдухйн сразу же включился в на пряженную литературную борьбу 20-х го дов, обнаружив при этом темперамент на стоящего борца, страстного полемиста, опытного критика, последовательно и убеж денно защищающего идеал литературы правдивой, гуманной, интернациональной и по справедливости оправдывающего в этом смысле имя «неистового Валериана» и «сибирского Белинского». Молодой советской литературе, «рожден ной революцией, органически возникающей из пламени ее разрушительно-бурных и со- зидательно-зоревых устремлений», критик служил беззаветно, самоотверженно. Он верил в ее успехи, ее расцвет в недалеком будущем. В статье «Художественная лите ратура за семь лет» он делает оптимисти ческое заключение: «Несмотря на то, что на ши молодые писатели не дали законченных, широчайших полотен, можно быть спокой ным и уверенным за судьбы нашего искус ства, нашей художественной литературы. Светлая стихия Горького побеждает1стихию 148 темной Андреевщины, извращенной и изло манной мистики Андр. Белого». В отличие от всех тех, кто, рассуждая о «новом искусстве», пренебрегал фактиче ским положением дел на литературном фронте, исследователь считал необходимым исходить из действительного состояния и реального содержания литературного про цесса: в нем самом искал «точки роста», уповал на его здоровые начала. Не мог он оставаться спокойным, видя, какой вред наносят советской литературе «эстетствую-1 щие политики» из журналов «Леф» и «На литературном посту», навязывая ей «схемы прямолинейных догматов». Новую литера туру он воспринимал как «органически воз никающую» из революции и никакой другой не ждал и не искал, предпочитая иметь де ло с исполненным живыми противоречиями действительно сущим литературным процес сом. В литературу пришли люди, имеющие за плечами не литературные институты и профессионально-писательскую выучку, а лишь опыт беспощадной социальной борь бы: «А. Неверов где-то в Самаре редакти ровал красноармейскую газету, Л. Сейфул- лина занималась, как библиотекарша, реквизицией книг, В. Иванов еще только остывал от сибирских скитаний, многие, как Ю. Лебединский, И. Бабель, А. Малыш- кин, дрались или скитались по бесконечным фронтам»,— перечислял критик имена писателей, только что сменивших штык на перо. В этих условиях идеал новой литера туры возникал лишь контурно из ощуще ния их исканий, становления, движения. Потому В. Правдухйн остерегался окон чательных, «не подлежащих обжалованию» суждений, потому так претил ему ментор ский тон рапповцев, нетерпимость и катего ричность напостовцев, и его собственные критические высказывания были примером тактичного, бережного, внимательного отно шения к писателю. Он предпочитал скорее выдать некоторый аванс в счет будущих - художественных заслуг писателя, нежели задеть его Недоверием или сомнением. Чи тать его статьи сегодня и поучительно, и интересно: встает живая, непридуманная, нарисованная прямо с натуры картина ли тературной жизни 20-х годов. Его мнение нельзя не учитывать при создании «творче ского портрета» того или иного писателя 20—30-х годов равно как и при написании общей литературной истории того времени. В поле зрения В. Правдухина оказывается включенным весь литературный процесс России; во многом благодаря его широко охватным статьям выходящий в Сибири журнал превращается в орган, менее всего заслуживающий упрека в провинциальной глухоте и ограниченности, областнической узости и предвзятости. В одной только статье «Художественная литература за .семь лет» он обстоятельно разбирает творчество Л. Андреева, Б. Пильняка, Вс. Иванова, В. Зазубрина, Л. Сейфуллиной, Ю. Либе- двнского, И. Бабеля, А. Малышкияа, А. Се рафимовича, А. Неверова, А. Тарасова-Ро дионова, Е. Зозули, Л. Леонова, А. Перегу дова, М. Пришвина, Вяч. Шишкова, А. Толстого, Е. Замятина, упоминает, десят ки других имен и произведений, не случайно завершая эту панораму литературной жизни страны блестящим разбором произведения М. Горького — «Мои университеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2