Сибирские огни, 1982, № 4

им немало страниц, исполненных подлинной поэзии и лиризма. Чувство своей родствен­ ности с природой, краем, где родился и вырос, его людьми В. Правдухин пронес через всю жизнь, и оно с большой силой отозвалось в его творчестве, стало его эс­ тетическим отличием. Образование В. Правдухин получил в ос­ новном тоже в Оренбуржье. Учился снача­ ла в Уральске, потом в Оренбургской ду­ ховной семинарии, откуда был исключен за причастность к революционным идеям. «У меня был свой мир,— вспоминает В. Правдухин.—По ночам, забравшись в уборную, я читал Толстого, презирал гал­ стуки, модные тогда штрипки, не выходил на семинарские вечера, так как ненавидел тан­ цы, до безумия любил физические игры и думал о переустройстве мира». Пришлось перейти в Оренбургскую гимназию. По окон­ чании ее он получил диплом народного учителя и стал работать в Ак-Булакской школе Тургайской области. A. Шмаков в книге «Наше литературное вчера» справедливо утверждает, что как учитель В. Правдухин «был ярым поклон­ ником* всего нового, что накопила тогда и несла в жизнь педагогическая наука». Увлеченный идеями Толстого о трудовом воспитании в школе, он успешно претворя­ ет их в своей педагогической практике. С докладом об опыте этой работы он вы­ ступает на Всероссийском съезде учителей в Петербурге, на страницах журнала «Учи­ тель и школа» появляется его статья. Незаурядность его личности проявлялась в отношении к любому делу. Возможно, ему было суждено оставить заметный след в педагогике, но обстоятельства сложились так, что школу пришлось оставить. «Явно выраженные революционные убеждения» даровитого учителя были признаны несов­ местимыми с педагогической деятельностью. B. Правдухин едет в Москву, поступает на историко-филологический факультет на­ родного университета имени Шанявского. После трехлетней учебы в нем (с 1914 по 1917 гг.) он возвращается на Урал и на некоторое время педагогическая и литера­ турная работа в его жизни окажутся свя­ заны воедино. В Челябинске его назначают на ответственный пост в губернский отдел народного образования, и с огромной си­ лой творческой энергии он, вместе с рабо­ тающей здесь же Л. Сейфуллиной, отдает­ ся культурно-просветительской деятельно­ сти. Исключительно их усилиями создается в городе детский театр —один из первых в стране; они ведут борьбу с детской бес­ призорностью, организуют детские- дома и трудовые колонии, библиотеки и читальни, читают лекции по литературе, проводят чи­ тательские конференции, диспуты, литера­ турные суды, сами пишут пьесы для теат­ ра, сами играют на его сцене. Именно нуж­ дой созданного ими детского театра была продиктована их совместная пьеса «Егор- кина жизнь». Так же, исходя из потребно­ стей нового театра, написал В. Правдухин пьесу «Новый учительАіли Трудовая ар­ тель», имевшую успех ч) прошедшую по сценам не только провинции, но и столицы. Интересно, что содержание этой пьесы ав­ тобиографично и документально. Ее сюжет представляет собой сценическое воплоще­ ние событий, происходивших в Ак-Булак- 146 ской школе, характеры действующих лиц «списаны» с реальных лиц —ее учеников и учителей, а образ самого «Нового учителя» восходит к страницам жизни учителя Прав- духина. Отличавшиеся драматическим накалом социальной и политической борьбы, те годы явились временем напряженных идейных исканий, формирования мировоззрения, вы­ работки практической программы и в био­ графии В. Правдухина. Но поиски истины не всегда были безошибочны. В бурный период Февральской революции он не сра­ зу разобрался в расстановке социальных сил и вступил в партию эсеров. Однако его сотрудничество с ними никогда не было безоговорочным и полным. В 19.17 году на Всероссийском съезде эсеров в Петербурге он выступил с предложением записать в резолюцию, что «только союз с большеви­ ками может спасти партию эсеров от вы­ рождения». Когда развеялись иллюзии относительно возможности такого «союза», В. Правдухин бесповоротно порвал с эсерами. Позднее кое-кто из «неистовых ревнителей» лабо­ раторно-чистой пролетарской идеологии и литературы сделает не одну спекулятив­ ную попытку использовать «старые грехи» В. Правдухина для дискредитации его име­ ни, ниспровержения его литературно-крити­ ческих взглядов. И тогда на его защиту встанет газета «Правда», на страницах ко­ торой 27 января 1925 года было опублико­ вано его собственное письмо, опровергаю­ щее облыжные обвинения в связи с эсеров­ ской платформой, а затем 1 февраля 1925 года появилось письмо Ем. Ярослав­ ского, решительно подтвердившего, что «в работе с нами, коммунистами, товарищ В. Правдухин не расходился серьезно ни в одном вопросе». Лучшим доказательством справедливо­ сти этой характеристики явились годы жиз­ ни В. Правдухина в Новосибирске, куда они с Л. Сейфуллиной переехали в 1921 го­ ду из Челябинска. С Новосибирском, вообще с Сибирью, связаны яркие страницы их биографий, и, несомненно, это один из самых интересных и плодотворных периодов жизненного и творческого пути В. Правдухина. С прису­ щей ему энергией, возглавив Сибгосиздат, отдается он развитию издательского дела в Сибири. О готовности его к разного рода важным начинаниям мы узнаем, в частно­ сти, из писем брату: «...Общее мое настрое­ ние—дело. Дело, дело, дело! Надо рабо­ тать! В этом отношении я стал фанатиком и ненавижу людей-бездельников. Нужно удержать «деловые» завоевания революции. А их много. Первое —строительство обще­ ственного производства. И сейчас я — в сущности —играю труднейшую шахмат­ ную партию: кто кого —частные издатель­ ства меня или я их? А за это стоит потя­ гаться. Правда, это тяжелая задача, но задача благородная и стоящая. Кроме ра­ боты, жизни у меня нет: ружье молчит, шахматы покрылись пылью» (цит. по кни­ ге А. Шмакова). И как нельзя более оказалась по душе В. Правдухину давняя мечта сибирских писателей о своем журнале! Начало пути «Сибирских огней» вообще нельзя предста­ вить без его имени, как нельзя представить

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2