Сибирские огни, 1982, № 4
им немало страниц, исполненных подлинной поэзии и лиризма. Чувство своей родствен ности с природой, краем, где родился и вырос, его людьми В. Правдухин пронес через всю жизнь, и оно с большой силой отозвалось в его творчестве, стало его эс тетическим отличием. Образование В. Правдухин получил в ос новном тоже в Оренбуржье. Учился снача ла в Уральске, потом в Оренбургской ду ховной семинарии, откуда был исключен за причастность к революционным идеям. «У меня был свой мир,— вспоминает В. Правдухин.—По ночам, забравшись в уборную, я читал Толстого, презирал гал стуки, модные тогда штрипки, не выходил на семинарские вечера, так как ненавидел тан цы, до безумия любил физические игры и думал о переустройстве мира». Пришлось перейти в Оренбургскую гимназию. По окон чании ее он получил диплом народного учителя и стал работать в Ак-Булакской школе Тургайской области. A. Шмаков в книге «Наше литературное вчера» справедливо утверждает, что как учитель В. Правдухин «был ярым поклон ником* всего нового, что накопила тогда и несла в жизнь педагогическая наука». Увлеченный идеями Толстого о трудовом воспитании в школе, он успешно претворя ет их в своей педагогической практике. С докладом об опыте этой работы он вы ступает на Всероссийском съезде учителей в Петербурге, на страницах журнала «Учи тель и школа» появляется его статья. Незаурядность его личности проявлялась в отношении к любому делу. Возможно, ему было суждено оставить заметный след в педагогике, но обстоятельства сложились так, что школу пришлось оставить. «Явно выраженные революционные убеждения» даровитого учителя были признаны несов местимыми с педагогической деятельностью. B. Правдухин едет в Москву, поступает на историко-филологический факультет на родного университета имени Шанявского. После трехлетней учебы в нем (с 1914 по 1917 гг.) он возвращается на Урал и на некоторое время педагогическая и литера турная работа в его жизни окажутся свя заны воедино. В Челябинске его назначают на ответственный пост в губернский отдел народного образования, и с огромной си лой творческой энергии он, вместе с рабо тающей здесь же Л. Сейфуллиной, отдает ся культурно-просветительской деятельно сти. Исключительно их усилиями создается в городе детский театр —один из первых в стране; они ведут борьбу с детской бес призорностью, организуют детские- дома и трудовые колонии, библиотеки и читальни, читают лекции по литературе, проводят чи тательские конференции, диспуты, литера турные суды, сами пишут пьесы для теат ра, сами играют на его сцене. Именно нуж дой созданного ими детского театра была продиктована их совместная пьеса «Егор- кина жизнь». Так же, исходя из потребно стей нового театра, написал В. Правдухин пьесу «Новый учительАіли Трудовая ар тель», имевшую успех ч) прошедшую по сценам не только провинции, но и столицы. Интересно, что содержание этой пьесы ав тобиографично и документально. Ее сюжет представляет собой сценическое воплоще ние событий, происходивших в Ак-Булак- 146 ской школе, характеры действующих лиц «списаны» с реальных лиц —ее учеников и учителей, а образ самого «Нового учителя» восходит к страницам жизни учителя Прав- духина. Отличавшиеся драматическим накалом социальной и политической борьбы, те годы явились временем напряженных идейных исканий, формирования мировоззрения, вы работки практической программы и в био графии В. Правдухина. Но поиски истины не всегда были безошибочны. В бурный период Февральской революции он не сра зу разобрался в расстановке социальных сил и вступил в партию эсеров. Однако его сотрудничество с ними никогда не было безоговорочным и полным. В 19.17 году на Всероссийском съезде эсеров в Петербурге он выступил с предложением записать в резолюцию, что «только союз с большеви ками может спасти партию эсеров от вы рождения». Когда развеялись иллюзии относительно возможности такого «союза», В. Правдухин бесповоротно порвал с эсерами. Позднее кое-кто из «неистовых ревнителей» лабо раторно-чистой пролетарской идеологии и литературы сделает не одну спекулятив ную попытку использовать «старые грехи» В. Правдухина для дискредитации его име ни, ниспровержения его литературно-крити ческих взглядов. И тогда на его защиту встанет газета «Правда», на страницах ко торой 27 января 1925 года было опублико вано его собственное письмо, опровергаю щее облыжные обвинения в связи с эсеров ской платформой, а затем 1 февраля 1925 года появилось письмо Ем. Ярослав ского, решительно подтвердившего, что «в работе с нами, коммунистами, товарищ В. Правдухин не расходился серьезно ни в одном вопросе». Лучшим доказательством справедливо сти этой характеристики явились годы жиз ни В. Правдухина в Новосибирске, куда они с Л. Сейфуллиной переехали в 1921 го ду из Челябинска. С Новосибирском, вообще с Сибирью, связаны яркие страницы их биографий, и, несомненно, это один из самых интересных и плодотворных периодов жизненного и творческого пути В. Правдухина. С прису щей ему энергией, возглавив Сибгосиздат, отдается он развитию издательского дела в Сибири. О готовности его к разного рода важным начинаниям мы узнаем, в частно сти, из писем брату: «...Общее мое настрое ние—дело. Дело, дело, дело! Надо рабо тать! В этом отношении я стал фанатиком и ненавижу людей-бездельников. Нужно удержать «деловые» завоевания революции. А их много. Первое —строительство обще ственного производства. И сейчас я — в сущности —играю труднейшую шахмат ную партию: кто кого —частные издатель ства меня или я их? А за это стоит потя гаться. Правда, это тяжелая задача, но задача благородная и стоящая. Кроме ра боты, жизни у меня нет: ружье молчит, шахматы покрылись пылью» (цит. по кни ге А. Шмакова). И как нельзя более оказалась по душе В. Правдухину давняя мечта сибирских писателей о своем журнале! Начало пути «Сибирских огней» вообще нельзя предста вить без его имени, как нельзя представить
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2