Сибирские огни, 1982, № 4
века, он чурается всякого рода однознач ности и однолинейности, в которых видит выражение духовной бедности: Не отступайте, демоны сомненийі Без вас и боль не боль, И стих не стих — Ни мук, ни откровений! Он часто соотносит свою судьбу поэта с судьбами рядовых соплеменников. Его лирический герой — плоть от плоти народа. Только он не растворяется в нем и с до стоинством ведет свою роль поэта, роль трудную и , вместе счастливую. Завидуя рыбаку, что стоит «на рассвете у ленской волны» и затем несет домой свой нехитрый улов, поэт все же осознает неумолимую ди алектику своей жизни: И мне бы счастливым домой возвращаться, В капроновой сетке добычу неся. Возможно ли это, скажите мне, братцы? Ах, можно-то можно. Да только — нельзя... Патриархальный порядок притягателен и... невозможен, уже никогда не оторваться от «несчетных, проклятых и милых бумаг». Иногда это сознание невозможности воз врата к доброму старому порядку вызыва ет неуверенность и едкую самоиронию. Поэт чуть ли не с сарказмом соотносит свою комфортную жизнь в современном городе с жизнью тех, кто в родных местах охотится на зверя. «Старый охотник» (1958) весь построен на параллельных двустиши ях, представляющих как бы два ряда, два типа человеческой жизни: Старый охотник идет по распадку, Снег не скрипит под умелой стопой... Я пробудился и стал на зарядку — Двигаю сонно рукой и ногой. Так идут, не задевая друг друга, две жизни: деятельная, полная внутренней не обходимости, нужная людям жизнь старо го охотника и где-то параллельно, совсем иная —замедленная, необязательная, флег матичная жизнь стихотворца. Старый охотник газету читает. Ищет стихи мои. Трубка горит. Вот и прочел. Перечел и вздыхает. Верит не верит. «Ну-ну...» — говорит. В подчеркнутой иронии всего стихотво рения, в скептической усмешке воображае мого читателя заметна глубокая тревога, страх отрыва от родной стихии, от родной почвы, опасность, грозящая поэту, отдалив шемуся, пусть даже на время, от своих ис токов. Впрочем, опасность была мнимой: слиш ком органична связь поэта со своей землей. Одно из стихотворений Леонида Попова называется «Твердость —десять» (1962). Оно, несомненно, программное. Не случай но слова «Твердость —десять» вынесены и на обложку сборника стихов поэта, вы шедшего в Москве. Что же они означают? «Твердость —десять» определение твердо сти алмаза, название которого восходит к греческому слову «несокрушимый». Но ал маз не только тверд и несокрушим, он — светел и прекрасен. В словаре Даля алмаз назван честным камнем. И еще . алмаз — сокровище недр Якутии. Весь этот сплав драгоценных качеств алмаза и якутская его «прописка» стали как бы овеществленным идеалом поэзии. «Твердость — десять»—характер якута, она под стать нередкой температуре якут ской стужи —«семьдесят градусов ниже ну ля». Но это и «песня, звенящая в лесах и аласах», и «сверканье росинок алмазных». Из чудесного сплава твердости, мужества и красоты вырисовывается мечта поэта: Хочу, чтобы у стиха моего Была эта твердость —. десять! Только алмазная твердость в эстетиче ском идеале поэта отнюдь не синоним без думности и непробиваемости. Сила здесь сочетается с душевностью и чуткостью, бо гатством и человечностью чувств. Как усложняется и углубляется душев ный мир поэта, можно проследить по эво люции его любовной лирики. Даже самые, казалось бы, конфликтные ситуации в ин тимной жизни решались в ранней лирике без заметных сложностей. Но уже в любовной лирике 60-х и 70-х годов шире становится круг мотивов, тонь ше—-чувства. Гамма любви вбирает в се бя и сомнения, и ревность, и боль, и радо сти, и трудности семейного очага... В безбрежном море интимной лирики, где обо всем, кажется, сказано и уже ни чего не добавить, он находит свои поворо ты, свои слова и краски. Вот «Стихи о жен щине» (1966). Смысл их высказан, как это часто быва ет в лирике, заключительными строками последней строфы: Я это понимаю тем острей. Что сам писал Такие сочиненья.. Но повзрослел. И женщине моей Жизнь посвящаю. Не стихотворенье. «Царица»—так назвал Леонид Попов другое стихотворение о женщине, написан ное в пору поэтического повзросления. И оно непривычно, неожиданно. Это стихи об обреченности бунта против женщины и ее «самодержавной» власти. И вот чем кончилось «восстание»: Я, как раб, ошалев от свободы, Все, что мог, я разрушил и сжег И остался на долгие годы ^ Равноправен, смешон, одинок. Как менялся поэтический почерк Лео: нида Попова, можно проследить и на раз витии мотива охоты в его творчестве. В стихах 40-х, 50-х, даже 60-х годов, поэт не задумывался над нравственными аспек тами охоты. Охота — промысел якута, и в тайге он делает привычное дело: Над речушкой каменистой, Где я белок бью в распадке... («Над речушкой», 1957) Это говорится мимоходом, как обозначение места действия, где возникает чувство, ни какого отношения к охоте не имеющее. В зазывном стихотворении «Другу, рус скому человеку» (1946) среди других пре лестей родной Якутии, способных привлечь русского друга, названы «свет алмазов и тепло пушнины». В «Песне охотника» (1961) об охоте го ворится в традиционном духе, как о. радо 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2