Сибирские огни, 1982, № 4
стического Труда строителя управления «Нерюнгригрэсстроя» А. Б. Но володского, охотника совхоза имени 50-летия СССР И. В. Волкова, депутатов Верховного Совета РСФСР бригадира каменщиков «Главякутстроя» Н. Г. Лукашенко, оленевода совхоза «Ленинский» В. А. Попову, депутатов Верховного Совета нашей республики Героя Социалистического Труда геолога из Южной Якутии С. С. Каримову, строителей Г. Н. Захарову, Л. Д. Суханову, В. М. Быкова, доярку из совхоза «Коммунизм» О. И. Дайбаннырову, машиниста экскаватора К. Бекешова, закройщицу Якутского кожкомбината О. Н. Дейкуненко. Сейчас в республике, успешно завершившей задание первого года одиннадцатой пятилетки, все ярче разгорается соревнование под девизом «Каждому дню пятилетки — высокую производительность труда и каче ство работы». Оно родилось по почину рабочих-делегатов XXVI съезда КПСС от Якутской партийной организации: сепараторщицы из Мирного В. С. Медведевой, овощевода совхоза имени Денина О. С. Самсоновой, строителя из Якутска М. С. Третьякова и золотодобытчика из Оймяконья А. Ф. Трунова, а поддержали его тысячи рабочих промышленного и сельскохозяйственного производства, геологоразведчики, энергетики, транспортники и другие. На новую ступень поднимается в Якутии наука, представленная в первую очередь Якутским филиалом СО АН СССР, ибо работы наших ученых теперь известны не только в стране, но и за ее рубежами. И ка сается это практически всех семи его институтов, а также ордена Трудо вого Красного Знамени Института мерзлотоведения СО АН СССР. Гордясь достижениями наших ученых в разных областях, надо отметить, что ее становлению с самых первых шагов всемерно содействовали из вестнейшие ученые — академики С. И. Вавилов и А. Н. Несмеянов, А, В. Топчиев и С. Н. Верное, Д. В. Скобельцын и И. И. Минц. Сейчас, когда можно читать книги якутских, эвенских, эвенкийских и чукотских писателей на их родных языках, мало кто верит, что якут ский народ не имел до Великого Октября развитой письменности. Теперь на якутском языке издаются книги и журналы, десятки газет, идут дра матические и музыкальные спектакли в наших театрах, звучат передачи на радио и по телевидению, и воспринимается это как дело обычное. Так и должно быть, но так могло и не быть, не свершись величайшая из ре волюций. У лауреата Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького, народного поэта Якутии Семена Данилова есть стихотворение, вошедшее во многие хрестоматии. Оно называется «Мой русский язык». В нем рас крывается глубинная суть культурной революции, происшедшей в Яку тии и в душах якутов: Шедрое народное наследство — • Я люблю красивый наш язык. На якутском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык. Но порой, друзья мои, бывает, В час, когда сижу с пером в руке, Новых слов для песни не хватает Мне в моем не бедном языке. в Жизнь идет, словарь опережая (Сколько новых дел, событий, чувств!), Мысль свою на русском выражая, Я у русских многому учусь. Навсегда вошли без перевода Русские советские слова В речь и душу моего народа На правах духовного родства. Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком — Это потому, что я владею Русским всеохватным языком.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2