Сибирские огни, 1982, № 3

I * * * Ученых было трое. Один молодой, с плохо оформившейся бородкой, второй, когда поднимался и говорил, держал руки в карманах, увлек­ шись, поддергивал брюки, и это не отвлекало его от страстной уверенно­ сти в своем слове. Третий подчеркнуто тщательный и безукоризненный. Они молодые и убежденные. Их мысли, неожиданность постановки воп­ росов, логическая трактовка их захватывали внимание, вызывали неко­ торую оторопь. Бойкие были ребята —ученые эти. «— Наш институт по проблемам труда —головной институт. Он раз­ рабатывает основные схемы учета труда. При вашем заводе же мы соз­ даем свой научный центр. Он берет подготовленную институтом схему и дорабатывает ее применительно к своим предприятиям. Уже точно определено, что успех производства достигается не тогда, когда предприятие подводит баланс и по статье «доходы» компьютер выдает многозначное число. Успех определяется у станка. Теперь необходимо каждому руково­ дителю знать, что рабочее место-—это отдельная клетка большого ор­ ганизма. Плохо ей, не хватает «кислорода» —может заболеть весь организм. Наш институт и занимается научной разработкой оптимально­ го ритма работы этой клетки. Мы хотим сегодня сосредоточить ваше внимание на механизме, ор­ ганизации и учете общественного труда. Особенно на организации пер­ вой ячейки производства —рабочего места. Присмотримся к нему поближе. С развитием научно-технической революции выделить вклад отдель­ ного человека становится все труднее. В то же время повышение произ­ водительности труда требует предельно точной оценки каждого работа­ ющего. Признаем, что наглядность сдельной оплаты очевидна. Сколько сделал —столько получил. Но в процессе механизации и автоматизации производства определение ее все усложняется. Границы учета становят­ ся расплывчатыми. А если усилие работающего учтено не точно —сни­ жается стимулирующий эффект. Первое. Итак, учтем это. Четко научились излагать свои мысли парни. Говорили они пооче­ редно, дополняя друг друга, вернее, допроясняя. — Вторая особенность, сужающая возможность применения сдель­ ной оплаты,—это увеличение доли служащих в производственном про­ цессе. Наиболее перспективной стала аналитическая оценка возможнос­ тей рабочего места и произведенного на нем труда. В разработанной нами аналитической системе —четыре основных критерия определения рабочего места и сложности задания, которое решается на этом рабо­ чем месте. Это обусловленные техникой и заданием умение... Мы хотим пере­ числить это по пунктам: Умение. Степень ответственности. Рабочая на­ грузка. Влияние среды. Каждый из э*гих критериев в свою очередь под­ разделяется. Умение делится на знание и ловкость. Ответственность подразделяется на ответственность только за соб­ ственную работу и безопасность других. Нагрузка делится на нервную, дополнительный мыслительный про­ цесс, мускульную. При определении среды учитывается, в какой степени работа сопря­ жена с грязью, пылью, жидкостями, газами, шумами, вибрацией, ярко­ стью или, наоборот, недостатком света, колебаниями температуры, при­ менением защитной одежды и опасностью несчастного случая. Каждый из этих факторов в свою очередь детализируется в зависи­ мости от силы и степени воздействия на рабочее место и производитель­ ность труда. Сумма всех этих отдельных факторов, выраженная через систему коэффициентов, и дает оценку рабочего места и сложности задания. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2