Сибирские огни, 1982, № 3
После этой мимолетной встречи с директором токари с пристра стием меня пыт&ли. Теперь, напитавшись жизнью в цехах, из рабочих «окопов» я хотел подняться к командным верхам. Иначе уйду с непол ной душой. * !* * — Сколько у нас в городе писателей? Я сказал. — Всего лишь? А в Иркутске? Я ответил. Он удивился. — А как объяснить, что в последние годы иркутская литература так громко о себе заявила? Директор завода, встретив меня, сам подставил стул к своему креслу, усадил напротив. Сперва, как бы между прочим, спросил: — Не торопитесь? Такого директорского внимания к себе я не ожидал. — Хотел ваши книги найти. В заводской библиотеке спрашивал. В книжный магазин заходил. Нет —ответили. У вас что издано? Какие в Москве, вы сказали? Я назвал. -— Нет, не читал. Категорическое признание директора завода меня не обидело. В его ответе усматривалось, что человек он занятой и не только мои, но и другие книги ему никогда читать. «Мол, не обессудь». — Ну, рассказывайте...— он перевел разговор.—Мне Эдуард Пет рович говорил, что вы и за станком поработали. А вот интересно, по чему вы сначала в цех пошли? Может, надо бы вам знакомство с заво дом с конструкторского бюро начать, с мозгового центра? Я бы с вами прошелся. В лаборатории литейного цеха у нас кандидат наук Ширяев работает. Имеет свои патенты. Колоритный человек. С ним бы вас све ли. А главный наш... Слышали? Директор завода сказал покаянно: — Алексеев на моей совести. Не смог сберечь... Да такие люди не тер пят опеки. На заводе со студенческой скамьи до главного вырос. Или, скажем, технолог из двадцать второго. Стихи пишет. На вечерах поэму читает о заводе. Поинтересуйтесь, может, одобрите. Жаль, что уже ухо дите. Он откинулся в кресле. — И как вы с позиции токарного цеха механизм огромного нашего хозяйства уясняли? Что-то я не одного серьезного разговора о заводе не встречал в современных романах. Показываются в них все низовые сферы: слесарь, цех. В крайнем случае — завод. А работа министер ства? А решение проблем на уровне ЦК? Это что, современной литера туре стало недоступно? Нашим О. Хейли, может, не по силам все это охватить? У директора завода красивое, полное лицо с неуловимым налетом необидного высокомерия. В нем чувствуется порода, признак элитно сти. Демократизм же его кажется случайным, коротким и напускным. Разговаривая, он сосредоточивается на руке, слова подбирает как бы пальцами, трудным движением их доставая слово поточнее, повыра зительнее. — Слесарь — проблемы. Цех — проблемы. Завод— не приведи гос подь! У писателя одна жизнь, один университет, одна голова. Попробуй все освой, во всем разберись. А не настанет ли время, когда романы на рабочую тему будут писать, скажем, какие-нибудь НИИ? А что? Такой автор раскроет взятую проблему полностью. И грани характеров всех 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2