Сибирские огни, 1982, № 3
одолевать. Свидетельство тому —неуклонный рост популярности «Си бирских огней» у всесоюзного читателя: только за последние восемь лет —с 1973 по 1981 —тираж вырос более чем в два раза, несмотря на трудности с бумагой и лимитирование подписки в большинстве краев и областей страны: с 60 до 123 тысяч экземпляров. Журналы отражают текущий литературный процесс, в них может появиться лишь то, что создали в данный момент писатели. Если какой- либо новый комплекс идей еще не разработан литературой, то он, есте ственно, не появится и на страницах периодических изданий. Поэтому достоинства и недостатки журнальной периодики есть достоинства и не достатки текущей литературы вообще. Но журналы не просто отражают текущий литературный -процесс. Функцию коллективного организатора они тоже выполняют, как и вся наша пресса,—правда, с определенной спецификой. Организатором каких-либо массовых политических акций, как это делает газета, журна лы, как правило, не выступают; им все-таки не сравниться по мобиль ности с ежедневными газетами. Но они стремятся организовать сам ли тературный процесс, концентрировать внимание писателей на тех или иных проблемах. Сейчас, например, широко распространены посты литературных журналов на важнейших объектах нашего строительства. Имеют та кие посты и «Сибирские огни»: в Нижневартовске, центре добычи само- тлорской нефти, и на новосибирском метрострое, первом строительстве метро в Сибири. Такие посты мобилизуют публицистов, расширяют те матику современного очерка, слагают художественную летопись вели ких строек. Недаром в Тюменской области родилось; я бы сказал, целое гнездо молодых очеркистов —В. Швирикас, Л. Заворотчева, Н. Смир нов, В. Острый, А. Галязимов, В. Дорошенко. Они все начинали как газетчики, затем на базе журналов «Урал» и «Сибирские огни» освоили крупный жанр проблемного и портретного очерка. Больше того, под рубрикой литературного поста «Сибирские огни» в нефтяном Приобье» мы уже смогли опубликовать и роман К. Логунова «Самотлор», и стихи Н. Шамсутдинова, Б. Сулейманова, Г. Шпак, А. Гришина. Все художест венные жанры может мобилизовать и целенаправить важная тема со временности. «Сибирские огни» всегда были летописцем социалистического преобразования Сибири. Историки обращались и будут обращаться к материалам журнала, написанным по горячим следам и ставшим теперь страницами грандиозной летописи. Если пройти только по .заголовкам очерков, то последовательно во времени развернется широкая кар тина развития Сибири в тесной связи с развитием всей страны. В 1926 году, когда еще наносились на ватман проекты теперешнего КМК, Кузнецкого металлургического комбината, который в первых при кидках назывался Тельбесским заводом, журнал напечатал очерки М. Кравкова «Тельбесские зарисовки», «Тельбес. Путевые очерки». А в 1931 году очерк Н. Чертовой одним своим названием возгласил нараста ние темпов стройки —«Клепка началась (на домнах Кузнецкстроя)». С тех времен тема КМК не сходит с наших страниц, и в прошлом году мы отметили его пятидесятилетие очерками старых кузбассовцев И. Чиркова и М. Зайцева. В 1928 году Леонид Мартынов начинает еще одну страницу великой летописи очерком «Турксибстрой». Это тема вылилась у него и в стихи, она выросла вскоре в роман А. Коптелова «Светлая кровь». Пятилетка за пятилеткой публицисты «Сибирских огней» раздви гали во времени панораму нарастающего строительства. «За Ирты- шом» —так назывался очерк И. Арамилева, написанный в первую весну освоения целины. В 1954 году Г. Падерин открывает новую тему в жур нале своим очерком «На Ангаре», об изыскательских работах на месте будущей Братской ГЭС. Он открывается впервые и сам широкому чита 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2