Сибирские огни, 1982, № 3

одолевать. Свидетельство тому —неуклонный рост популярности «Си­ бирских огней» у всесоюзного читателя: только за последние восемь лет —с 1973 по 1981 —тираж вырос более чем в два раза, несмотря на трудности с бумагой и лимитирование подписки в большинстве краев и областей страны: с 60 до 123 тысяч экземпляров. Журналы отражают текущий литературный процесс, в них может появиться лишь то, что создали в данный момент писатели. Если какой- либо новый комплекс идей еще не разработан литературой, то он, есте­ ственно, не появится и на страницах периодических изданий. Поэтому достоинства и недостатки журнальной периодики есть достоинства и не­ достатки текущей литературы вообще. Но журналы не просто отражают текущий литературный -процесс. Функцию коллективного организатора они тоже выполняют, как и вся наша пресса,—правда, с определенной спецификой. Организатором каких-либо массовых политических акций, как это делает газета, журна­ лы, как правило, не выступают; им все-таки не сравниться по мобиль­ ности с ежедневными газетами. Но они стремятся организовать сам ли­ тературный процесс, концентрировать внимание писателей на тех или иных проблемах. Сейчас, например, широко распространены посты литературных журналов на важнейших объектах нашего строительства. Имеют та­ кие посты и «Сибирские огни»: в Нижневартовске, центре добычи само- тлорской нефти, и на новосибирском метрострое, первом строительстве метро в Сибири. Такие посты мобилизуют публицистов, расширяют те­ матику современного очерка, слагают художественную летопись вели­ ких строек. Недаром в Тюменской области родилось; я бы сказал, целое гнездо молодых очеркистов —В. Швирикас, Л. Заворотчева, Н. Смир­ нов, В. Острый, А. Галязимов, В. Дорошенко. Они все начинали как газетчики, затем на базе журналов «Урал» и «Сибирские огни» освоили крупный жанр проблемного и портретного очерка. Больше того, под рубрикой литературного поста «Сибирские огни» в нефтяном Приобье» мы уже смогли опубликовать и роман К. Логунова «Самотлор», и стихи Н. Шамсутдинова, Б. Сулейманова, Г. Шпак, А. Гришина. Все художест­ венные жанры может мобилизовать и целенаправить важная тема со­ временности. «Сибирские огни» всегда были летописцем социалистического преобразования Сибири. Историки обращались и будут обращаться к материалам журнала, написанным по горячим следам и ставшим теперь страницами грандиозной летописи. Если пройти только по .заголовкам очерков, то последовательно во времени развернется широкая кар­ тина развития Сибири в тесной связи с развитием всей страны. В 1926 году, когда еще наносились на ватман проекты теперешнего КМК, Кузнецкого металлургического комбината, который в первых при­ кидках назывался Тельбесским заводом, журнал напечатал очерки М. Кравкова «Тельбесские зарисовки», «Тельбес. Путевые очерки». А в 1931 году очерк Н. Чертовой одним своим названием возгласил нараста­ ние темпов стройки —«Клепка началась (на домнах Кузнецкстроя)». С тех времен тема КМК не сходит с наших страниц, и в прошлом году мы отметили его пятидесятилетие очерками старых кузбассовцев И. Чиркова и М. Зайцева. В 1928 году Леонид Мартынов начинает еще одну страницу великой летописи очерком «Турксибстрой». Это тема вылилась у него и в стихи, она выросла вскоре в роман А. Коптелова «Светлая кровь». Пятилетка за пятилеткой публицисты «Сибирских огней» раздви­ гали во времени панораму нарастающего строительства. «За Ирты- шом» —так назывался очерк И. Арамилева, написанный в первую весну освоения целины. В 1954 году Г. Падерин открывает новую тему в жур­ нале своим очерком «На Ангаре», об изыскательских работах на месте будущей Братской ГЭС. Он открывается впервые и сам широкому чита­ 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2